Гос.расходы
 
 М.И. Беляев, 1999-2007 г,©Вверх Соц.политика

Глава 19. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ
Понятие бюджета
Государственные расходы представляют собой расходы правительства по финансированию его деятельности и регулированию экономического развития
страны. Они являются вторым инструментом фискальной политики после налогообложения. Основным источником государственных, или правительственных, расходов выступает государственный бюджет.
Государственный бюджет страны - это
| основной источник всех государственных расходов -I как федеральных, так и муниципальных.
Бюджет формируется из доходов правительства, которые складываются из налогов, сборов, доходов учреждений государственного сектора и внутренних и внешних займов. Налоги и сборы собираются с отечественных и иностранных хозяйствующих субъектов, ведущих свою деятельность на территории страны. В отличие от налогов государственные сборы предполагают получение плательщиком определенных благ, например паспорта, лицензии. Доходы государственных учреждений представляют собой доходы фирм и банков, находящихся в государственной собственности. Внутренние и внешние займы — это кредиты, полученные правительством от отечественных и иностранных хозяйствующих субъектов, а также от иностранных правительств и международных организаций, например от Международного валютного фонда.
Статистика показывает, что бюджетные расходы большинства стран постоянно увеличиваются, хотя основные расходные статьи в основном не меняются. При всем многообразии государственных расходов можно выделить два основных вида расходов бюджета:
> содержание правительства и государственного сектора;
г регулирование экономического развития страны.
Содержание правительства и государственного сектора подразумевает финансирование правительственного аппарата -как федерального, так и муниципального, а также деятельность правительственных учреждений государственного сектора, например учебных и медицинских учреждений, электростанций, аэропортов, если в этом есть необходимость. Сюда же относится поддержание безопасности и правопорядка, которое включает финансирование армии, флота, милиции, таможни и подобных подразделений.
Регулирование экономического развития страны представляет собой правительственное воздействие на совокупный спрос и предложение, но в данном случае речь идет о совокупном спросе, так как в первую очередь на него нацелена фискальная политика. Сюда относятся трансферты домохозяйствам и субсидии фирмам различных отраслей хозяйства, правительственные заказы. инвестиции для поддержания экономического роста, а также обслуживание государственного долга.
Не всегда расходы бюджета покрываются государственными доходами. Когда расходы бюджета превышают ею доходы, образуется бюджетный дефицит-. В силу того что дефицит финансируется посредством внутренних и внешних займов, он ведет к появлению государственного долга.
Государственный долг
Государственный долг подразумевает задолженность правительства перед своими кредиторами. Точнее — общую сумму задолженности по непогашенным займам и не выплаченным по ним процентам. Его также можно определить как суммарный бюджетный дефицит прошлых лет.
Государственный долг бывает внутренним и внешним-Если внутренний государственный долг представляет coootf задолженность правительства перед своими хозяйствующими
субъектами, то внешний государственный долг делает правительство должником иностранных хозяйствующих субъектов.
Проблема государственного долга является весьма серьезной, так как превышение расходов над доходами правительства толкает его к эмиссии денег для финансирования долга. Это вызывает инфляцию и иногда стагфляцию. Подобная ситуация имела место в России в начале 90-х годов двадцатого века.
Обычно дефицит бюджета имеет место на фазе спада, когда уменьшаются налоговые поступления, а юсу дарственные расходы в виде субсидий, трансфертов и государственных заказов для поддержания совокупного спроса увеличиваются. Если правительство переоценило свои силы и не смогло вывести экономику на подъем, то страна опускается на дно экономического цикла.
Когда правительство решается на денежную эмиссию, объем денежной массы увеличивается. Падает покупательная способность денег, и цены растут. Однако хозяйствующие субъекты не MOiyr увеличить величину совокупного спроса и тем самым объем ВВП, так как получаемые ими деньги в качестве заработной платы или пособий быстро обесцениваются. Происходит одновременный рост уровня цен и безработицы (стагфляция) в условиях углубляющегося кризиса.
Чтобы не допустить такой ситуации, правительство прибегает к займам денежных средств у своих граждан или за границей, увеличивая тем самым свой внутренний или внешний долг, соответственно. Когда правительство осуществляет внутренние займы, объем денежной массы не увеличивается. Однако несмотря на то, что совокупный спрос растет, рост этот Не пропорционален увеличению государственных расходов. Следует помнить, что эти средства взяты у граждан, которые Лкже могли бы использовать их на личное потребление. Значит,
с одной стороны, происходит увеличение совокупного спроса, а с другой — его уменьшение.
Тем не менее, нельзя сказать, что данное уменьшение и увеличение совокупного спроса будут уравновешивать друг друга. В этом случае деньги изымаются у тех, кто предпочитает не тратить их. а сделать выгодные вложения. Следовательно, при передаче этих средств тем, кто готов их тут же потратить, будет наблюдаться реальное увеличение совокупных расходов и, как следствие, объема ВВП. Зависимость между изменением государственных расходов и совокупным спросом в виде объема ВВП отражает мультипликатор государственных расходов.
Мультипликатор государственных расходов
выражает степень изменения величины ВВП в зависимости от изменения объема государственных расходов.
Изобразим механизм его действия на кейнсианском кресте (рис. 19.1).
Горизонтальная ось показывает объем национального дохода (N1). а вертикальная — величину совокупных расходов (АЕ). Биссектриса указывает на равенство совокупных расходов и национального дохода, а две наклонные сплошные линии — на уровни расходов в экономике. Как видно на графике, небольшое увеличение государственных расходов (с G. до G2) вызывает больший рост как совокупных расходов (с AEt до АЕ2). так и национального дохода (с NI| до Nb).
Формула расчета мультипликатора государственных расходов идентична мультипликатору расходов, или инвестиций, и имеет следующий вид:
где
AY изменение объема ВВП;
AG — изменение государственных расходов.
В случае, когда правительство прибегает к иностранным займам, происходит увеличение объема денежной массы в стране, что может вызывать инфляцию и стагфляцию. Более того, у страны появляются новые обязательства, которые переходят на следующие поколения граждан. Проблема государственного долга напрямую связана с бюджетным дефицитом. Поэтому уменьшение бюджетного дефицита и его ликвидация позволяют гасить государственный долг как перед своими гражданами, так и перед иностранными правительствами и организациями.
На проблему государственного долга существует две точки зрения: традиционная, разделяемая большим числом экономистов, и рикардианская, выдвинутая английским
классиком Д. Рикардо. Согласно первой, увеличение государственного долга с целью расширения совокупного спроса (путем понижения налоговых ставок и роста государственных расходов) вызывает увеличение потребительских расходов и сокращение сбережений. В краткосрочном периоде это действительно расширяет совокупный спрос и увеличивает доходы хозяйствующих субъектов. Однако в долгосрочном периоде начинают уменьшаться инвестиции. Как следствие экономический рост замедляется.
Что касается рикардианской точки зрения, то увеличение государственною долга с целью расширения совокупного спроса практически никак не отражается на потребительских расходах и сбережениях. Государственный долг лишь переходит на следующие поколения.
Виды фискальной политики
Теперь, когда рассмотрены оба инструмента фискальной политики, выделим ее виды. Фискальная политика может быть активной (дискреционной) и пассивной (автоматической). Дискреционная фискальная политика означает, что изменения в системе налогообложения и в государственных расходах активно проводятся правительством. Это проявляется в изменении налоговых ставок, трансфертов, субсидий, в решении вопроса о масштабе общественных работ. В данном случае правительство может регулировать государственные расходы в силу того, что оно располагает возможностью влиять на государственные доходы.
Автоматическая фискальная политика подразумевает
автоматическое изменение в государственных расходах
вследствие изменения государственных доходов посредством
так называемых «встроенных стабилизаторов». Встроенные
стабилизаторы представляют собой совокупность
экономических инструментов, автоматически ограничивающих циклические колебания. К ним относятся прогрессивная шкала налогообложения, различные виды страхования, в том числе по инвалидности, безработице, возрасту, государственные трансферты и т. д. Например, если сокращается сбор налогов, то автоматически сокращается финансирование различных программ и проектов (которое предполагалось вестись именно за счет собираемых налогов), и наоборот. Формы проявления пассивной фискальной полигики аналогичны формам проявления активной политики.
РЕЗЮМЕ
1. Деятельность правительства
финансируется посредством государственных
расходов, источником которых является государственный
бюджет.
Основные расходы бюджета сводятся к содержанию правительства, государственного сектора и регулированию экономическою развития страны.
Мультипликатор государственных расходов показывает воздействие государственных расходов на изменение объема совокупного спроса.
Превышение государственных расходов над доходами приводит к появлению бюджетного дефицита, который может финансироваться с помощью эмисии и займов.
Фискальная политика может быть активной, или Дискреционной, и пассивной, или автоматической
© Беляев М. И., «МИЛОГИЯ», 1999-2006г.
Опубликован: 13/04/2006г.,
Сайт ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ АВТОРА, открытой для всех посетителей.
Убедительная просьба сообщать о всех замеченных ошибках, некорректных формулировках.
Книги «Основы милогии», «Милогия» могут быть высланы в Ваш адрес наложенным платежом,
URL1: www. milogiya2007.ru e-mail: milogiya@narod.ru
Архив 2001 г:URL1: www.newnauka.narod.ru Архив 2006 г: URL1: www. milogiya. narod.ru