Макроэконом. политика
 
 М.И. Беляев, 1999-2007 г,©Вверх Система нац.счетов

ТЕМА 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА: НЕОБХОДИМОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Глава 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Необходимость государственного регулирования экономики
Па прошлом занятии мы остановились на том, что правительство проводит свою политику, опираясь на прогнозы экономистов, которые строятся на основе разных моделей. Несмотря на то, что речь идет о рыночной экономике, государство к лице правительства осуществляет регулирование экономического развития страны. Это связано с тем, что рынок не всегда способен автоматически разрешать возникающие проблемы. Более того, если происходят сбои в самом рыночном механизме, то никто кроме правительства не в состоянии их устранить.
В настоящее время экономика подавляющего числа стран мира является смешанной с разной степенью государственного регулирования. Однако в учебных целях мы, вслед за авторами других учебных пособий, считаем современную экономику рыночной в силу сильного влияния рынка на экономическую систему.
Рынок представляет интересы большинства. Причем это большинство должно быть платежеспособным. Кроме тою, рынок не всегда обеспечивает благополучие экономической системы и отдельных ее участников. Рынок не в состоянии предоставить правовое обеспечение производственно-хозяйственной деятельности, осуществлять производство общественных благ и минимизацию транзакционных издержек, компенсировать внешние издержки, стабилизировать экономику. Задачи, с которыми не справляется рынок, берет на себя государство в лице правительства.
Рис. 2.1. Макроэкономические задачи правительства
Принимая законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов. правительство устанавливает правила их взаимодействия, в том числе запрещая ограничение конкуренции. Таким образом, хозяйствующие субъекты могут свободно вести свою деятельность до тех пор, пока свобода одного из них не ограничивает свободу других.
Регулируя темпы инфляции и уровень безработицы, правительство поддерживает макроэкономическую стабильность, которая обеспечивает устойчивое развитие экономики.
Благодаря экономическому росту доходы хозяйствующих субъектов возрастают, что позволяет увеличить сбор налогов. Часть средств, полученных от налоговых поступлений, направляется на поддержку социально незащищенного населения, то есть тех, кто не может сам о себе позаботиться. Это и инвалиды, и сироты, и граждане с низкими доходами. Перераспределением доходов правительство занимается в рамках социальной политики.
Экономическое развитие страны приводит не только к росту объемов производства, доходов, но и возникновению
отрицательных побочных эффектов. Под такими эффектами следует понимать не только отходы от производства в твердой, жидкой или газообразной форме. Сюда также относится шум, изменение ландшафта, изменение климата. Ни в одной стране мира рыночный механизм никак не ограничивает загрязнение окружающей среды, поэтому эту функцию берет на себя государство. Например, правительство устанавливает квоты на выброс отходов и штрафует нарушителей.
Одна из важных задач государства — производство общественных благ. Под общественными благами понимаются товары, которые ориентированы на удовлетворение интересов всего общества. Рынку не всегда выгодно заниматься их производством, так как они не оплачиваются потребителем напрямую. К примеру, уличное освещение, морской маяк, услуги военных, скорой помощи и т. д. В данном случае взимание платы за такие блага сложно, а порой невозможно из-за высоких издержек. Для удобства пользователей они финансируются правительством. Источником финансирования общественных блат выступают налоги.
На рисунке 2.2 показаны формы государственного регулирования экономики.
рис. 2−2
Политика правительственного регулирования экономики начала развиваться особенно быстро в Соединенных штатах
Америки после Великой экономической депрессии 1929- 1933 гг Первым экономистом, который разработал и предложил систему мер государственного регулирования, стал Дж. Кейнс (1883 — 1946).
Поэтому политику государственного регулирования экономики называют кейнсианством.
В отличие от кейнсианцев либералы, или неоклассики, выступают за ограничение государственного контроля над экономикой. В настоящее время основные концепции двух направлений соединены в рамках неоклассического синтеза П. Самуэльсона (1915 г. р).
Теперь рассмотрим примеры государственного регулирования экономики в разных странах.
Начнем с государственного планирования. Под ним подразумевается планирование уровней доходов, расходов, цен, объемов производства, занятости в рамках государственного и частного сектора.
Такое планирование может быть директивным и индикативным. Суть его сводится к установлению обязательных для исполнения планов предприятиям государственного сектора экономики и планов рекомендательного порядка для частного сектора. Государственные компании безоговорочно следуют правительственным планам. Частные же компании, если они придерживаются правительственных планов, получают, например, налоговые льготы. Если нет, то платят налоги без каких-либо скидок. В этом отношении весьма показателен пример Франции, где государственный сектор самый крупный среди западноевропейских стран.
Директивное планирование предполагает обязательное исполнение планов, в то время как индикативное планирование носит рекомендательный характер.
Изменение объемов денежной массы и доходов населения проводимое в рамках кредитно-денежной, бюджетно-налоговой и социальной политики, означает их увеличение или уменьшение. Увеличение денежной массы и доходов населения ускоряет экономическое развитие страны, так как больше фирм могут получить кредиты на развитие бизнеса, а население -приобрести больше товаров. В свою очередь, сокращение денежной массы и уменьшение доходов замедляет экономическую активность. Предпочтение использования определенного инструмента, а макроэкономической политике разных стран зависит от того, какая экономическая концепция положена в основу деятельности правительства — кейнсианская или либеральная. Наиболее ярко действие всех инструментов государственного регулирования проявилось в США во время Великой экономической депрессии 1929- 1933 гг.
Государственное предпринимательство предполагает существование разного рода фирм (заводов, предприятий сферы услуг, банков), хозяином которых является государство. Не всегда целесообразно отдавать в частные руки некоторые виды произволе! венной деятельности, например: добычу определенных полезных ископаемых, атомные электростанции, некоторые военные заводы. Часть фирм себя окупают целиком и приносят прибыль. Другие же фирмы работают в убыток. Пытаясь сократить нагрузку на бюджет, правительство по возможности избавляется от убыточных предприятий. Такая практика известна как сокращение государственного сектора (предпринимательства). Оно имело место и в капиталистических (например, в Великобритании, в 1970-е гг.), и в бывших социалистических странах («бархатные революции» 1989 — 1993 гг. в Восточной Европе, России).
Франция
Во Франции индикативное планирование осуществляется с 1946 г. Так, первый семилетний
план был принят в 1947 году. Была поставлена задача по восстановлению хозяйства до
довоенного уровня. Затем был разработан план на следующие четыре года (1954 1957 гг.). Ставилась задача по повышению конкурентоспособности частного
сектора. Далее, в рамках третьего плана (1958 1961 гг.) предполагалось сокращение протекционистских мер во внешней торговле и создание открытого общества.
После этого французское правительство приступило к формированию условий для развития крупного бизнеса. Шестой план (1971 — 1975 гг.) предусматривал уже развитие транснациональных компаний. Начиная с 1976 года, началось массовое обновление основных фондов, что было заложено в седьмом плане (1976 — 1980 гг.).
Таким образом, удачная политика Генерального комиссариата по планированию, созданною в 1946 году, позволила французской экономики быстро занять ведущие позиции в Европе.
Директивное планирование экономики было характерно Для социалистической, командной экономики. Сегодня такое планирование уже не используется за редким исключением.
Пожалуй, оно осталось актуальным только в Северной Корее и на Кубе.
Рассмотрим пример политики США по преодолению последствий кризиса 1929- 1933 гг.
Соединенные штаты Америки
Весьма показательным является пример макроэкономической политики в США по выводу страны из кризиса Великой депрессии. Предпринимавшиеся меры рамках данной политики получили название «Новый куре». Его инициатором стал Ф. Рузвельт (1882 — 1945 гг.). Придя к власти в 1933 году, Рузвельт строил свою политику на основе рекомендаций Кейнса.
Для преодоления кризиса было принято несколько законов, ориентированных на поддержку крупного бизнеса. Выделим основные три:
закон о санации банковской системы;
закон о восстановлении национальной промышленности;
закон о регулировании сельского хозяйства.
Закон о санации банковской системы сводился к тому, что, во-первых, был запрещен экспорт золота и размен на золото банкнот. Во-вторых, все банки были на время закрыты. Для возобновления работы им было необходимо доказать свою платежеспособность, что удалось только крупным банкам.
Закон о восстановлении национальной промышленности предусматривал восстановление в первую очередь крупных
компаний. Их продукция имела эмблему синего орла. Те товары, которые такой эмолемы не имели, не могли свободно распространяться через торговую есть.
Наряду с этим в каждой отрасли были созданы «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались квоты на объем производства, минимальная оплата труда, максимальная продолжительность рабочей недели, а также рынки сбыта и ценовая политика. Запрещалась всякого рода дискриминация при найме людей на работу.
Кроме того, на общественные работы было привлечено много безработного населения и возрасте от 18 до 25 лег. Люди получали бесплатную еду, одежду, инструмент и 1 доллар в день. Они занимались строительством и реконструкцией дорог, мостов, а также развитием весьма отсталого в то время региона реки Тсннсси. Началось строительство гидроэлектростанции.
Закон о регулировании сельского хозяйства предусматривал выплату премий фермерам за сокращение посевных площадей и поголовья скота. Этими преимуществами смогли воспользоваться опять же только крупные фермеры, так как мелкие фермеры не могли позволить себе такого сокращения, иначе они остались бы без всею. Надо отметить гот факт, что, несмотря па голодное время, излишки аграрной продукции уничтожались, чтобы не допустить еще большего падения цен.
Таким образом, был сделан акцент на восстановление и развитие крупного бизнеса, который, как считалось, вытянет за собой и средний, и мелкий. Так и получилось.
Политика сокращения государственного сектора вместе с ограничением объема денежной массы и некоторыми другими мерами имела место в 1970-е гг. в Великобритании.
Великобритания
Интересным является пример макроэкономической политики правительства М. Тэтчер (1925 г. р.) в Великобритании.
1970-е годы характеризовались замедлением темпов экономического развития, снижением объема производства, ростом инфляции. Правительством консерваторов, главой которого и являлась М. Тэтчер, были предприняты следующие меры:
уменьшалось кредитование частного сектора;
для привлечения инвестиций сокращались прямые налоги и увеличивались косвенные;
упразднялось реагирование цен и зарплаты:
сужался государственный сектор;
проводилась ограничительная кредитно-денежная полтика, направленная на уменьшение денежной массы в стране для снижения инфляции.
Основным результатом стало сокращение
государственных расходов вместе с увеличением государственных доходов и темпов экономического роста. В силу того, что некоторые предприятия государственного сектора стали убыточными, было принято решение о передаче их в частные руки. Практика сокращения государственного сектора получила название разгосударствления экономики.
Разгосударствление реализуется к двух формах: приватизации и денационализации.
Приватизация — это продажа государственной собственности в негосударственный сектор.
Денационализация - это перевод государственной собственности в негосударственный сектор (в частную собственность, собственность общественных организаций и пр.) на более льготных условиях, чем при приватизации.
Правительство обычно начинает с приватизации. Продажа государственной собственности в частные руки даст солидную прибавку государственному бюджету, особенно небольших странах. Важным моментом является то, что правительство старается продать свои компании отечественному частному бизнесу, пытаясь избежать наплыва иностранного капитала в страну. Однако правительству это не всегда удается. Одной из причин тому может быть недостаток средств в стране, если продается очень крупный завод с дорогостоящим оборудованием. Возможно, не найдется инвестора, согласного взять на себя такой риск. Тогда правительство прибегает к денационализации. Правительство передает свои компании по частям, а затем и полностью работникам данных предприятий, иногда взимая символическую плату.
Таким образом, экономическая политика правительства в конечном итоге сводится к улучшению уровня жизни населения страны. Поскольку его задачей является поддержание нормального функционирования рыночного механизма, недопущение ограничения конкуренции, создание условий для стабильного экономическою роста и, как следствие, повышение благосостояния населения.
РЕЗЮМЕ
1. К основным макроэкономическим задачам правительства относят:
принятие законов;
защита конкуренции;
обеспечение стабильного уровня цен;
снижение безработицы;
забота о социально незащищенных гражданах;
предотвращение загрязнения окружающей среды;
производство общественных благ.
2. Экономическая политика правительства основывается на неоклассическом синтезе Самуэльсона. объединяющем:
кеинсианскую концепцию; либеральную (неоклассическую) концепцию. Под разгосударствлением экономики понимается: приватизация; денационализация.
© Беляев М. И., «МИЛОГИЯ», 1999-2006г.
Опубликован: 13/04/2006г.,
Сайт ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ АВТОРА, открытой для всех посетителей.
Убедительная просьба сообщать о всех замеченных ошибках, некорректных формулировках.
Книги «Основы милогии», «Милогия» могут быть высланы в Ваш адрес наложенным платежом,
URL1: www. milogiya2007.ru e-mail: milogiya@narod.ru
Архив 2001 г:URL1: www.newnauka.narod.ru Архив 2006 г: URL1: www. milogiya. narod.ru