О концепции РФ
 
 М.И. Беляев, 1999-2007 г,©Вверх

О НОВОЙ ПАРАДИГМЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ

КОММЕНТАРИИ К НОВОЙ ПАРАДИГМЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ
Данная страница является результатом долгого и нелегкого осмысления фундаментального труда российских ученых «НОВАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ РОССИИ" (Комплексные исследования проблем устойчивого развития), Москва, «Академия", 2000г. Этот коллективный труд российских ученых подвел итоги российских реформ, тенденций развития международного сообщества и наметил пути устойчивого развития России на ближайшую и долгосрочную перспективы.
Вместе с тем, представляется целесоообразным переосмыслить некоторые выводы ученых с позиций новой науки- милогии. Основные предварительные идеи, которые должны быть учтены в новой концепции безопасности России, с точки зрения авторы, изложены выше. Однако их самостоятельное осмысление, без сравнения с выводами этого фундаментального труда, видимо затрудняет понимание важности изложенных выше актуальных направлений и принципов устойчивого и безопасного развития.
Итоговые документы концепции нового развития России, изложенные в книге, призваны определить стратегию устойчивого развития России на близкую и дальнюю перспективы. Это титанический труд российских ученых. Они подписаны созвездием самых видных ученых РАН.
Приводимые ниже фрагменты из вышеуказанного фундаментального труда ученых служат только одной цели - дополнительное осмысление отдельных положений книги с позиций Единого закона. Поэтому прошу фрагментарное изложение этого труда не считать попыткой умалить его значение, отражающие реалии сегодняшнего дня.
Эти выборочные фрагменты необходимы, чтобы высветить проблемы, которые недостаточно четко определены в новой парадигме развития России и необходимые для осмысления не только устойчивого развития, но определения целей и задач по переходу в новое измерение - в ноосферу.
Результаты научного осмысления тенденций устойчивого развития России зафиксированы в следующих итоговых Правительственных документах:
· 1. Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, № 236, от 04.02.1994г.
· 2. Основные Положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобрен вышеуказанным Указом,
· 3. Указ Президент Российской Федерации О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, № 440, от 01.04.1996г.
· 4. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утверждена Указом Президента № 440.
Основные из перечисленных документов приведены на данной странице, чтобы посетители сами смогли сделать собственные выводы об их содержании.
1.О КОНЦЕПЦИИ ГЛОБАЛЬНОГО НООСФЕРНОГО РАЗВИТИЯ
Теперь, когда нам известно, какими свойствами должна обладать сфера разума (ноосфера) и ее составляющие, будет, видимо, интересно привести некоторые сведения из упоминавшегося выше труда. В соответствующем разделе этой книги так говорится о ноосфере и устойчивом развитии (УР).
«…если говорить о соотношении понятий УР и ноосферного развития, то следует сказать, что переход на путь УР выступает начальным этапом трансформаций, направленных на становление ноосферы (ноосферогенеза). Иной реалистической ориентации УР, чем становление глобальной ноосферы, а затем и ноосферное развитие, просто нет, какие бы аргументы ни приводились. Ноосфера выступает как бы той целевой ориентацией, по которой и устремляется переходный процесс по магистрали УР".
«УР определяется с помощью двух своих основных признаков антропоцентрического и биосфероцентрического. Под антропоцентрическим (неогуманистическим) признаком или чертой УР понимается выживание человечества и способность (возможность) его дальнейшего непрекращающегося (устойчивого) непрерывного развития, чтобы наши потомки имели бы не меньше возможности, чем настоящее поколение по удовлетворению своих потребностей в природных ресурсах и экологических условиях Земли и космоса.
Биосфероцентрический (в общем случае - экологический) признак понятия УР связан с сохранением биосферы, ее устойчивости и дальнейшей естественной эволюции, с тем чтобы развитие человечества не происходило бы в экофобной форме. В этой связи представляется уместным рассматривать УР как выживание и непрекращающееся развитие цивилизации и страны в условиях сохранения окружающей природной среды и, прежде всего, биосферы".
«Вполне понятно, что речь идет о формировании в будущем социоприродной коэволюционной системы, способной разрешить массу противоречий, которые проявляются в наше время. Среди этих противоречий - противоречие между природой и обществом, между экологией и экономикой, между развитыми и развивающимися странами, богатством и бедностью, между настоящим и будущими поколениями, между уже сложившимися потребностями людей и разумными потребностями и т. д. и т. п. Именно на пути коэволюционного способа разрешения этих противоречий и должна сформироваться новая форма, или, как уже принято говорить, модель развития (пока качественная, а не количественная, или компьютерная), которую нередко именуют моделью УР".
Резюме. Из последнего фрагмента видно, что модель УР ориентирована на преодоление противоречий между составляющими будущей ноосферы. Это означает, что по умолчанию в основу модели ноосферы закладывается дуальная доктрина. При этом выдвигается замечательный тезис
«Должна измениться стратегия существования и развития цивилизации — выживание и непрерывность развития должны достигаться без количественного роста многих традиционных параметров и прежде всего экономического роста, роста населения и антропогенного давления на биосферу".
Резюме. По сути - это отказ от расширенного воспроизводства. Это принцип нулевого роста, выдвигаемый Римским Клубом, который в своей основе является антигуманным. К такому выводу мировое сообщество приходит потому, что не видит выхода из того клубка глобальных мировых противоречий, связанных, в первую очередь, с экологическими проблемами. Но есть и другая альтернатива. Необходимо реализовать принципы: «расширенному воспроизводству - расширенное воспрооизводство ресурсов", «взял ресурс - верни с процентом".
Методика реализации этих принципов приведена на сайте (О ресурсах).
«Ноосферный выбор цивилизации предполагает, что каждая страна, каждый регион также реализуют переход к ноосферно-устойчивому развитию. Для того, чтобы выжить многомиллиардному населению планеты в период переходного процесса к сфере разума, необходимо действовать как единому разумному организму, надо предвидеть свои природопреобразующие действия, по возможности управлять своим экоразвитием. Это станет возможным только в случае формирования единого интегрального разума человечества, способного реализовать выживание совместно общества, природы и хозяйства, дальнейшее движение по пути УР. Ноосфера имеет духовно-информационную и рационально-нравственную сущность, здесь должны иметь место приоритеты науки и информации как ресурсов развития над веществом и энергией, сознания над социальным бытием, опережающее развитие интеллектуально-духовных процессов по сравнению с материальными, поскольку только с помощью рационально-опережающих механизмов и можно достигнуть целей УР и становления ноосферы. Вот почему в ноосферной концепции пере­хода к УР приоритетное значение должно быть отдано духовно-нравственному возрождению как России, так и всей цивилизации. Переход к ноосфере возможен лишь в ходе грядущей гуманитарно-гуманистической трансформации (УР-трансформации)».
Резюме. Хорошие и правильные выводы, но это только декларации. Что собой представляет эта УР-трансформация? Как предвидеть природопреобразующие действия? Ответа нет.
В то же время, качественная модель ноосферы (рис. 2, 3), отражает не только взаимоотношения составляющих ноосферы в дуальной и триединой доктрине ноосферы, но даже последовательность решения проблем построения того или иного семейства «частиц" ноосферы, в соответствии с правилами построения монадных частиц, на которые уже была ссылка выше.
«Переход к УР потребует кардинальной переориентации мышления и появления"сверхнового" — ноосферно-опережающего мышления человека, с помощью которого только и возможно будет реализовать ноосферный выбор цивилизации и проложить наш российский путь в ноосферу, который немыслим без перехода всего мирового сообщества на путь УР".
Резюме. Данный фрагмент текста свидетельствует о необходимости формирования у людей нового мышления. Но каким должно быть такое мышление? Каким свойствами и качествами должно обладать такое мышление? Нет ответа. Новая наука дает четкий и ясный вопрос о том, какими свойствами должно обладать такое ноосферно-опережающее мышление.
«Обычно считается, что необходимо исследовать прошлое, чтобы понять настоящее. Дополняющий подход используют футурологи. Например, А. Тоффлер считает, что «логически разработанная картина будущего поможет проникнуть в тайны настоящего. Все сложнее становится понять как общественные, так и личные проблемы, не опираясь на исследования будущего". Целью (моделью) такого будущего является ноосфера"…
Включение фактора будущего и его влияние на управленческие действия по формированию новых тенденций развития предполагает использование принципа упреждения (или предосторожности), …
По какому пути должно идти дальнейшее реформирование России? Мыслимы три возможных варианта.
Одни предлагают возвращаться к прошлому - к дореволюционному, социалистическому, назад к природе и т. п.
Другие полагают, что за образец ре формирования необходимо выбирать какую-либс западную капиталистическую страну и следовав ее примеру.
И, наконец, предлагается идти совершенно новым путем, существенно отличающими от двух предыдущих. Наиболее распространенный в последние годы подход - это заимствование опыта демократических реформ по западному образцу…»
Резюме. А пока ответа на вопрос о том, куда идет российское государство, или куда ему надо идти, пока однозначного ответа наука не дает. Далее, после долгих научных рассуждений делается правильный вывод
«Такой целью может стать лишь ноосфера при условии реализации не догоняющего (модернизационного) развития, а оптимальной траектории УР. Приходится все же признать, что идея ноосферы связана не просто с разумом, но и с разумным управлением, причем в новом - глобальном измерении. Ноосферное управление - это и разумное и вместе с тем глобально-планетарное управление"… В перспективе из набора (перечня) действий, стимулирующих и тормозящих прогресс на пути к УР, можно составить целостную систему, в кото­рой на базе средств информатики и теории управления можно сформировать компьютерную модель, в которой могут быть ранжированы приоритеты и за счет «компьютерного фактора" более точно определены необходимые действия, их временные приоритеты, темпы, интенсивность и масштабы необходимых преобразований. Пока такой системы ни в качественном, ни в количественном виде не создано, предлагается использовать ноосферную качественную модель УР Она может оказаться простейшей качественной моделью, способной подсказать некоторые общие действия, доступные и руководителю любого уровня, и любому индивидууму, с ними впервые знакомящимся".

2. НРАВСТВЕННЫЕ ИМПЕРАТИВЫ И СФЕРА РАЗУМА ОБЩЕСТВА

«Стратегическая проблема перехода к устойчивому развитию состоит не только в сбалансировании экологических и экономических требований, но и в создании новой системы нравственно-духовных и социально-этических ценностей общества устойчивого развития, которые предрасполагают его к преобразованию в сферу разума по мере их освоения массовым сознанием, в новую цивилизацию в процессе реализации новой парадигмы, развития".

В разделе «4.1.1. Духовно-нравственные ценности и принципы безопасности в новой парадигме развития России" мне хотелось бы обратить внимание на следующие мысли.

«Переход к устойчивому развитию - это прежде всего создание нового образа мышления, нового сознания в обществе, что наиболее трудно, и что вместе с социально-экономическими и экологическими трансформациями обеспечит переход к новой цивилизации".

Резюме. А разработаны кем-либо хотя бы принципы нового мышления? Что это такое? Ведь и М.С. Горбачев очень красиво говорил о новом мышлении, которое послужило началом краха СССР, т.к. это понятие было «пустым". Оно ничего конструктивного в себе не содержало. В то же время принципы нового мышления, нового сознания уже существуют. Они являются одним из краеугольных камней новой науки - милогии. В их основе лежат Единый закон и вытекающие из него принципы самоорганизации материи (самодостаточность, саморегуояция, самовоспризведение, саморазвитие).

«Должен осуществляться переход РФ не к капитализму, не к социализму, а к обществу устойчивого развития, обществу, осознавшему жесткость условий выживания, необходимость перехода к устойчивому развитию, понявшему трудность отыскания реализуемой стратегии выживания и развития своей страны и всего человечества, обеспечивающей переход к устойчивому развитию, обществу, берущему на себя ответственность за реализацию найденной стратегии, несмотря ни на что.
При этом должно быть согласие общества на усиление государственного регулирования рыночной экономики, на повышение ее управляемости, понимание, что сбалансирование экономических и экологических требований обязательно, но оно недостаточно для обеспечения выживания страны и тем более ее устойчивого развития".
Резюме. Говоря о переходе РФ «не к капитализму, не к социализму» почему-то ни одна партия, ни одно общественное и политическое движение не ставит перед собой задачу создания Программы нового Общества, создание теории построения такого общества. Почему-то по умолчания считается, что «экономические соображения рыночной экономики" уже изначально содержат в себе теорию построения такого общества. Почему-то все реформы сводятся только к материальной составляющей внутреннего мира человека, ограничиваются мелкими «меньшевистскими" экономическими реформами материального характера и декларациями о духовно-материальных ценностях человека. Но на страницах сайта обосновано, что и экономические теории, как следует, в частности, из основ Всеобщего Управления Качеством, тоже имеют духовные составляющие, которые необходимо выявлять учитывать. Поэтому, необходимо учитывать, что экономика, это только одна составляющая часть техносферы. Но ноосфера содержит в себе и другие составляющие - социум, экосферу. Поэтому Программа создания нового общества должна гармонически включать в себя Программы построения Всеобщего Управления Качеством экосферы, Всеобщего Управления Качеством социума, Всеобщего Управления Качеством техносферы. И когда такие Программы будут сформированы, только тогда можно будет говорить о Программе создания нового общества, с новым мышлением, новым сознанием. И как это может показаться ни странным, такая Программа будет похожа на Учение о коммунизме -обществе, в котором каждому индивидууму будут обеспечены все условия для его саморазвития. Только в этом случае мы можем говорить о разработке конкретно-ориентированной стратегии » устойчивого развития РФ в XXI веке, которая полно соответствовала бы ее социальному, духовному, экологическому, экономическому и ресурсному потенциалу".

«Вера в существование стратегии выживания и устойчивого развития России может объединять и вдохновлять, но она должна основываться на научном поиске, тщательном обосновании решений и разработке стратегии, основанной на приоритете национальных интересов России в области устойчивого развития, как они изложены выше и свободной от конъюнктурных и тактических соображений. Должны быть выработаны методы, технологии и созданы институты, гарантирующие, что социально-экономическое и технологическое развитие при ответственном соблюдении этических и нравственных норм общества устойчивого развития будет удовлетворять текущие нужды общества и страны без ущерба для нужд будущих поколений".

Резюме. Основа для создания целенаправленных методов научного поиска, в основе которого будут лежать рекомендации новой науки, являются чрезвычайно перспективными.

В разделе «4.1.2. Этика устойчивого развития РФ и сфера разума" отмечается следующее.

«Уровень демократии, как известно, существенно влияет на социальную стабильность страны. И СССР, и Россия с их громадной территорией, многонациональным населением и с большим числом союзных республик и субъектов Федерации уже испытали суперкризисы управляемости при быстром повышении этого уровня. Учитывая этот опыт, для Российской Федерации целесообразно установить разумный, рациональный уровень демократии".

Резюме. Наука до сих пор не знает, что такое демократия, хотя широко пользуется утверждениями типа «это демократично", «это не демократично". И вот в этих условиях появляется замечательный тезис, который все ставит на свое место. Оказывается и не надо знать, что такое демократия. Достаточно установить разумный, рациональный уровень демократии".

«Необходимы поиск и реализация пути устойчивого развития цивилизации и России. Игнорирование социального фактора в связке «общество-человек" или видение его как производного от экономики и экологии недопустимо"…

«…Общество не должно жертвовать социальными интересами в угоду экономической и политической целесообразности. Диспропорции могут привести к социально-политическому взрыву и государственной катастрофе РФ. Экономика является лишь средством удовлетворения социальных потребностей, достижения социальной солидарности и устойчивости". …

Резюме. Социальную безопасность необходимо ставить на первое место, ибо она, в прямом и переносном смысле обеспечивает формирование нового мышления, необходимое для формирования такой сферы разума (О Ноосфере), которая обеспечила бы не только выживание человечества, но и условия для его духовного возрождения и развития.

«Становление и развитие ноосферы является результатом очень сложных и противоречивых процессов в политической, экономической и экологической сферах. Мы имеем дело с реальным явлением, которое нужно изучать, а не с утопией, которая возникает в наших головах. На планете создается мир межнациональных корпораций, мировая политическая элита, мировая финансовая олигархия, глобальные структуры, которые создают свои стратегии развития, это уже реальные ноосферные процессы".

Но что сегодня наука противопоставляет этим процессам? Какие новые методы, какие подходы? Из вышеприведенных фрагментов не ясно, что же нового наука противопоставляет этим процессам. Есть только декларации. Есть только невосприятие нового, которое воспринимается как досадная помеха утопия, мешающая разработке глобальных проектов по выживанию общества.

«Разум человечества нужно сейчас активно применить для того, чтобы создать высококачественную систему управления на глобальном уровне. Только в этом случае можно избежать катастрофы и достичь устойчивого соразвития общества, природы и техносферы. Миссия России с ее традициями коллективизма, высокой нравственности и интеллектом великого народа, с ее научным, производственным и стратегическим потенциалом, богатейшими природными ресурсами и экологическими резервами - дать миру способы ноосферного управления, выстоять самой, стать примером ответственного осуществления национальной стратегии устойчивого развития, сделать достойный вклад в глобальное устойчивое соразвитие".

Хотелось бы к этой мажорной ноте добавить пожелание ученым повнимательнее присмотреться к рекомендациям новой науки - милогии, изложенных хотя бы на данной странице.

3. О ДУХОВНОМ ВОЗРОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
«В XX веке наша человеческая цивилизация полностью оформилась в техногенную цивилизацию, смыслом жизни и развития которой является производство материальных ценностей, материальных благ для потребления и использования их человеком. Экономические механизмы всех стран, интегрированные в мировую экономическую систему работают по двум основным принципам: больше производства, больше потребления; сегодня больше, чем вчера, завтра больше, чем сегодня…
… Материальное производство и экономические проблемы стали основными в деятельности правительств стран и народов, деформировав и частично подменив духовно-нравственное развитие общества….
Приоритет материальных ценностей в жизни определяет в настоящее время и главные устремления людей - получение и приумножение личных материальных благ, за которыми следует богатство и власть. Деньги, богатство и власть стали главными богами, главными идолами поклонения людей. Отдельные люди, семьи и целые общины, исповедующие в своей жизни высокие нравственные и моральные критерии и живущие по законам совести, не могут изменить картину общей деградации человечества. Во взаимоотношениях людей, стран и народов полностью утвердился в виде основного критерия - фактор силы…
Образование и воспитание людей, вся система формирования личности направлены на подготовку человека к достижению им возможно высших результатов в борьбе за свое личное счастье, которое неразрывно связывается с достижением личного материального благополучия, в пределе мечтаний - с материальным богатством. Культура стран и народов, нравственные и моральные ценности, духовный мир человека поставлены в полную зависимость от его материального уровня жизни. Они потеряли свое истинное содержание и сами получили материальную окраску. Духовный, интеллектуальный потенциал человеческого сообщества, сосредоточенный в религиозных конфессиях, общественных организациях, в сфере науки, искусства, литературы, в культурных национальных традициях народов не имеет возможности достаточно весомо влиять на законы и приоритеты в жизни общества".
Резюме. Деградация человека характеризует не только его физическую деградацию. Она характеризует деградацию его мозгов, которая происходит через подсознание, которое управляет сознанием. Она препятствует формированию нового сознания. Это серьезнейшая болезнь современного человечества и ее надо лечить, т.к. прогрессирующая деградация мозгов ведет к самоуничтожению основы самого разума (Î íîîñôåðå). А как иначе можно понимать складывающуюся ситуацию, когда все понимают, что так дальше жить нельзя, когда все понимают, что эта дорога ведет к пропасти, никто ничего не делает, чтобы выправить это положение. Дуальное мышление - вот духовный источник деградации мозгов.
Обосновывая цели и задачи формирования человеческой личности с высокими моральными и нравственными качествами, с устойчивой осознанной системой внутреннего самоконтроля и правилами жизни по совести, авторы труда отмечают, что эта проблема
«является самой трудной, но в то же время самой важной проблемой в развитии человеческой цивилизации. Цивилизация, которая не найдет путей ее решения, обречена на самоуничтожение".
Противоречие в данной проблеме заключается в том, что материальные приоритеты в жизни человека и общества никогда не позволят сформировать высокий духовно-нравственный внутренний мир человека. Объективный анализ показывает, что в странах с высоким и даже высшим уровнем материального обеспечения большей части общества, но с постоянной борьбой каждого человека за сохранение и увеличение своего материального состояния, — человек не стал лучше, скорее наоборот - его примитивизация, эгоизм и потребительство развиваются быстрее, чем в других странах. Особенно эта тенденция просматривается в новых поколениях людей.
Высокий духовный мир человека с осознанной внутренней системой самоконтроля и ответственности невозможно сформировать при отсутствии высоких духовных устремлений, связанных, например, как у верующих, с осознанием бессмертия души человека, осознания наличия высшей разумной сферы Вселенной и своей ответственности за все свои земные дела".
Резюме. Замечательная констатация фактов, свидетельствующая о том, что переход в ноосферу возможен только при условии гармонического сочетания в человеке материальной и духовной составляющих.
4. О ПРОГРАММНОЙ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО ПУТИ ДЛЯ РОССИИ
В основу процесса перехода России на свой новый путь развития могут быть положены следующие действия (п.4.4.5. книги).
«I. Принятие Духовно-нравственного кодекса России. Россия концентрирует в себе практически все проблемы и противоречия, которые имеются во всем человеческом сообществе, на ее территории действуют все великие религии мира, многочисленные философские школы и политические течения. Народ России - многонациональный народ, поэтому Кодекс России будет отражать практически все основные положения, которые должны будут относиться к Кодексу человечества.
II. Главным действием по организации всего процесса перехода к новым критериям развития и новым приоритетам в ценностях жизни должно быть установление духовно-нравственной ветви власти в системах государственного управления на всех уровнях законодательных структур власти. С учетом всего спектра проблем, которые должны решаться в обществе, эта ветвь власти должна быть представлена в высшем эшелоне власти. Наиболее правильным было бы решение о представлении ее в виде Верхней палаты парламента - Высшего духовно-нравственного Совета.
Высшее звено управления страной после этого представляется в следующем виде.
Президент России - является Верховным правителем страны со всеми функциями по руководству и координации всеми процессами внутри страны и на международной арене.
Высшая палата парламента — Высший духовно-нравственный Совет — осуществляет законодательные и контрольные функции по решению материальных, духовных, нравственных и моральных проблем общества, по стратегии выживания и устойчивого развития России. Две равноправные палаты парламента охватывают нынешние функции Государственной Думы и Сената, осуществляют законодательные и контрольные функции по решению материальных, финансово-хозяйственных проблем Страны.
Правительство России — осуществляет функции непосредственной организации и управления всеми процессами в жизни страны и общества.
Высший духовно-нравственный Совет формируется из представителей основных религиозных конфессий, действующих на территории России и из представителей интеллектуальной части общества - ученые, философы, общественные деятели, деятели культуры и искусства, и др., которые могут, по своему уровню, оценивать степень важности всех процессов в нашем обществе и во всем человечестве, влияющих на формирование личности человека, на процессы перехода и поддержания устойчивого развития страны и всей цивилизации.
Вероятно, наиболее приемлемой схемой формирования была бы форма делегирования в совет представителей религиозных конфессий, научных академий и формирование остальной его части на выборной основе.
Главной функцией совета должна стать функция обеспечения выполнения положений Духовного Кодекса России путем своей законодательной и контрольной деятельности по отношению ко всем сферам общества, которые непосредственно уча­ствуют в воспитании человека и формировании его как личности.
В первую очередь, это необходимо отнести к определению принципов в работе систем образования, воспитания, функционирования средств массовой информации и т. д. С таким же набором функций должны функционировать нрав­ственно-духовные советы на всех уровнях регио­нальной и местной власти, где формируются зако­нодательные выборные органы власти.
В функции Верхней палаты парламента Высшего духовно-нравственного Совета должно входить и определение принципиальных положений в решении таких важнейших проблем современности, как:
1) Проблемы экологии, охраны окружающей среды, восстановления разрушенной природы нашей страны и т. д. Все эти проблемы выходят в своем решении на целый спектр задач, связанных с принципами формирования взаимоотношений человека и природы, общества и природы, включая принципы использования природных ресурсов России".
2) Проблемы общей и организованной преступности в стране, коррупции в исполнительных органах власти, роста и деятельности преступных систем общества и т. д.
3) Применение фактора силы при решении проблем жизни общества, проблемы с производством и распространением оружия в свете их влияния на общественные процессы в стране и воспитания личности человека.
Естественно, здесь невозможно обозначить все главные функции, которые будут входить в сферу деятельности новой ветви власти, но можно с уверенностью сказать, что только с формированием новой ветви власти в форме Высшего духовно-нравственного Совета и его структур на местах будут созданы реальные условия для необходимых кардинальных изменений в утверждении критериев духовного и эконо­мического развития общества и установлении новых духовных приоритетов в воспитании и формировании человека с основными чертами человека будущего.
Для обеспечения перехода на новые принципы развития России необходима ориентация на собственные ресурсы во всех сферах жизни общества, а это означает:
— развитие национальной экономики с ориентацией на своего товаропроизводителя во всех сферах производства продукции и во всех видах сферы услуг;
— развитие своей национальной фундаментальной науки, научно-исследовательской и научно-технической базы;
— создание национальных систем безопасности с необходимым количественным и качествен­ным составом и современным оснащением - армии, систем внутренней и внешней безопасности, систем обеспечения правопорядка;
— создание своей национальной базы по полноценному обеспечению страны продовольствием по полному ассортименту товаров;
— приоритетное внимание к построению и развитию систем образования, воспитания, медицинского обеспечения всех видов, к построению систем отдыха, спорта и обеспечения достойного досуга населения;
— приоритетное внимание к проблемам сохранения и развития национальной культуры и искусства, к проблемам сохранения и утверждения национальных традиций всех народов России;
— сохранение и экономное расходование природных ресурсов и экологических резервов России, их ограничение".
Резюме.
1.Оказывается, достаточно принять Духовно-нравственный кодекс России (дело нехитрое, любой чиновник «состряпает" его в течении дня, благо опыт создания Кодекса строителей коммунизма еще не забыт. А далее достаточно провести бюрократические реформы и «дело в шляпе", что стоит только перестроить структуру управления страной, переименовать органы, занимающиеся реализацией целевой функции построения общества и свершится чудо - перестроится целевая функция, появится новое мышление и новое сознание.
О том, что функции прежних структур кардинально не изменились, что идет «деление и умножение", а не создание качественно новых органов, которые должны функционировать в соответствии с Единым законом и вытекающих из него принципов самоорганизации. Только в этом случае новые, самодостаточные органы власти сами разберутся, что и как делать. Единственное, с чем можно безоговорочно согласиться, так это ориентации на собственные ресурсы. Это абсолютно правильная позиция, отражающая принцип самодостаточности.
Так в чем же заключается сущность процесса перехода России на свой новый путь развития? Из вышеизложенного это абсолютно непонятно.
5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ В ПОСТРОЕНИИ ОБЩЕСТВА
Основные принципы в построении общества рассматриваются в книге в разделе 4.4.6.
«Для успешного результата в движении России по пути строительства нового общества, необходимо представить тот облик общества, который был бы принят большинством народа страны.
Определение принципов построения такого общества необходимо с учетом всего уникального исторического опыта, который приобрела Россия на своем историческом пути развития, в особенности с учетом опыта развития в XX веке.
Исходя из этого, основным положением построения общества, отвечающего интересам народа России, и в то же время утверждению высоких духовных и нравственных идеалов жизни, должно быть построение общества социальной справедливости и устойчивого развития или, другими словами, — общества духовно-нравственного экологического социализма.
Принципами построения основных сфер жизнедеятельности такого общества должны стать:
I. Утверждение всех форм собственности - государственной, общественной, частной.
II. Развитие личной инициативы граждан на базе материальной заинтересованности в результатах своего труда в сферах организации предпринимательской деятельности по производству всех видов продукции и услуг.
III. Обеспечение высокой социальной защищенности всех граждан России, которая базируется:
— на гарантированном обеспечении жильем, бесплатном для граждан предоставлении необходимых жизненных условий (свет, тепло, вода и т. д.);
— на бесплатной системе образования, включая высшее;
— на бесплатной системе медицинского обслуживания, включая все его формы и лекарства;
— на бесплатном проезде общественным транспортом внутри городов и поселков;
— на достойной социальной защите нетрудоспособной части населения;
— на высокой и достойной защите граждан, ушедших на пенсию по здоровью и по старости.
IV. Утверждение принципов заинтересованности граждан в повышении качества профессионального труда путем введения высокодифференцированной, но справедливой системы оплаты труда;
V. Привлечение в сферы и системы общества, непосредственно связанные с воспитанием, образованием и формированием человека, наиболее способных и талантливых людей за счет высокой оплаты труда в этих профессиях и формирования высокого уважения к ним со стороны общества - это труд учителей, врачей, профессоров и преподавателей, работников сферы культуры и искусства и т. д.
VI. Снятие ограничений в оплате труда каждого гражданина, но исключение незаконных и несправедливых диспаритетов за счет присвоения государственной и народной собственности.
VII. Обеспечение условий по возможности для каждого человека построить свой дом или квартиру, включая:
— бесплатное предоставление участка земли для постройки дома каждому желающему гражданину страны;
— оказание помощи в постройке дома со стороны общества за счет долгосрочного кредита и выделения стройматериалов;
— обеспечение оформления своего индивидуального дома и выделенного участка в частную собственность граждан.
В решении жилищной проблемы курс на индивидуальное строительство должен быть основным. Каждый человек должен иметь свой дом и в том виде, в каком ему необходимо для организации своей жизни, своего труда и отдыха. В России есть все условия по наличию территории, стройматериалов и других материальных ресурсов для того, чтобы наши граждане жили не хуже, а лучше, чем в других развитых странах.
Для обеспечения этого необходимо, чтобы общество повернулось лицом к человеку и человек со всеми своими проблемами, включая будущее его детей, стал главным устремлением общества. Естественно - это только принципы в построении сфер, выходящих непосредственно на человека, но и они могут дать представление о том, что в России должно строиться общество, устремленное, в первую очередь, к человеку с его нравственно-духовными и материальными запросами, с предоставлением каждому человеку возможностей своего нравственно-духовного и физического совершенствования и развития и своих потомков. Не человек для экономики, а экономика для человека, устойчивого развития страны и всей цивилизации. Осознание реальности должно определить будущее бытие общества.
Именно так, а не наоборот. Именно сознание каждого отдельного человека определяет его жизненное бытие, а духовно-нравственное сознание общества должно определить его устройство и жизненные критерии развития".
Резюме. Не буду останавливаться на ярлыке духовно-нравственного экологического социализма, наклеиваемого на общество и о смысле которого изобретатели ярлыка, возможно имеют достаточное представление. Я не имею возражений и против принципов построения основных сфер жизнедеятельности нового общества, т.к. они отражают сегодняшнее представление об этих сферах. У меня есть только одно принципиальное дополнение - основные сферы жизнедеятельности человека должны формироваться в соответствии с принципами самоорганизации. Это основа Единого Самосогласованного Поля всех сфер жизнедеятельности человека и человечества, составляющих основу гармонии социальных отношений (Закон гармонии).
Это целиком и полностью относится и к остальным положениям этого раздела документа, таким как утверждение принципов заинтересованности граждан в…, и т.д.
Вообще говоря, имеет смысл эту декларацию принципов построения нового общества сравнить с декларацией Римского Клуба.

«…Мы, члены Римского Клуба, убеждены, что будущее человечества не определено раз и навсегда, и что можно избежать тех катастроф, которые возможны сегодня и в предвидимом будущем. Катастрофы, которые могут наступить в результате человеческого эгоизма или ошибок, которые делают люди в своей мировой активности…

Мы верим, что любой мыслящий человек скорее выберет ответственность за свое будущее, чем станет жертвой случая…

Время, в которое мы живем, требует индивидуальных и коллективных усилий, чтобы построить системы и общества, в которых человеческое существо будет вызывать уважение и сострадание, как главные человеческие ценности. А конкуренция, соревнование будут направлены не на доминирование одних над другими и не на потребление, а на стимулирование и соучастие…

Мы верим в необходимость стимулировать общие обсуждения главных тем, которые касаются всеобщей вовлеченности во все условия человеческой жизни… моральные, материальные, культурные, социальные и научные аспекты…

Естественно мы по разному видим будущее, но мы объединены общей заботой — будущим человечества…

Мы верим в возможности мужчин и женщин выражать себя и жить в соответствии со своими этическими духовными ценностями, одновременно уважая разнообразие человечества…»

Видите, какие светлые мечты будоражат лучшие ученые мозги человечества. Но эти светлые мечты породили реальный «ноосферный» проект о золотом миллиарде, проекте, который не снился и самому Гитлеру, уничтоживших в печах концлагерей не один миллион людей. А светлые мечты об устойчивом развитии в будущем геноцид планируется уже в миллиардных масштабах. И Вера в лучшее будущее не становится на помехой на пути собственного самоуничтожения.
Видите, как ущербность мышления трансформирует самые светлые мысли о Добре в самые
темные Силы Зла? Поэтому самой первой реформой, сохраняющей надежду на лучшее будущее России и всего мира — должен стать проект реформы мышления людей, и, в первую очередь эта реформа должна коснуться науки. В науке сегодня. как и всюду в обществе все поражено вирусом символики. Объективная реальность уже давно является недостаточно убедительной.
Все научные мероприятия (симпозиумы, конференции и т. д.), призванные для обмена научного опыта, все более и более трансформируются в научные шоу. Здесь ученые платят за все -за право регистрации, за право выступления, за право публикации новых знаний. Чувствуете моразм — сегодня не только отменено право пользования бесплатными знаниями (реформа образования), но и сама информация о знаниях все более становится платной- за право дать людям новые знания платят сами ученые-носители этого нового знания.
Если к этому прибавить реальные решения Правительства Р. Ф., то диагноз будет вполне очевиден. Чего, например, стоит последний законопроект о льготах.
Замена реальных льгот денежной компенсацией не отражает рыночного баланса между обменом реальных льгот их символическими эквивалентами.
Реальные льготы заменяются символьными лжельготами,
Это законопроект принимается в величайшей спешке. Он принимался в преддверии к приему России в ВТО -орган глобального управления мировым сообществом, активно способствущего процессам глобализации и геноциду лишних людей, а таковыми, в первую очередь, являются жители России.
Разве можно называть людей, которые управляют сегодня остатками Великой державы и ведущих ее на мировую бойню, людьми? Это и есть Нелюди (Люди и НЕлюди).
6. ИТОГОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ
6.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Данный документ содержит только «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития являются основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды".
Он не содержит в себе никакой новой парадигмы. И это непосредственно видно из названий разделов этого важнейшего документа.
«1. Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений…
2. Охрана среды обитания человека. …
3. Оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России. …
4. Участие в решении глобальных экологических проблем. …».
Резюме. Это тоже хорошие посылы, но какие из этого получатся позывы и куда?
Кто, когда и на каком основании будет определять государственную стратегию в сфере социума и техносферы? Если таким основаниями будут служить «бессознательные» или коллективно-бессознательные» светлые посылы, то они непременно трансформируются в темные позывы.
Смотрите, во всех этих пунктах в явном виде просматривается экологическая опасность, а тот факт, что эта опасность является следствием другой более грозной опасности, что главная опасность лежит в социальной сфере, про это как-то стыдливо умалчивается. Невозможно решить экологические проблемы в рамках существующей парадигмы мышления, в рамках существующего типа жизнедеятельности «бытие определяет сознание».
Что это — деградация ума, или умышленная диверсия, направленная против человечества, во имя «золотого миллиарда» избранных ЭГОЭЛИТЫ, в котором тех, кого не уничтожат, оставят роль рабов?
6.2. КОНЦЕПЦИЯ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440
КОНЦЕПЦИЯ перехода Российской Федерации к устойчивому развитию
Следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений людей.
I. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ — ОБЪЕКТИВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Социально-экономическое развитие общества в XX веке, в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, породило беспрецедентное причинение вреда окружающей природной среде. Человечество столкнулось с противоречием между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечивать эти потребности.
Богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможности самовосстановления оказались небезграничными. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека. При этом цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предложила, по сути, ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества.
Устранение сложившихся противоречий возможно только в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего своей природной основы. Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям. Лишь выполнение этих условий гарантирует сохранение нормальной окружающей среды и возможность существования будущих поколений людей.
Переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. Этого можно достичь усилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно.
Однако переход к устойчивому развитию осуществить нельзя, сохраняя нынешние стереотипы мышления, пренебрегающие возможностями биосферы и порождающие безответственное отноше­ние граждан и юридических лиц к окружающей среде и обеспечению экологической безопасности.
Идеи устойчивого развития оказываются чрезвычайно созвучными традициям, духу и менталитету России. Они могут сыграть важную роль в консолидации российского общества, в определении государственных приоритетов и перспектив социально-экономических преобразований.
(* В истории России было немало светлых идей и проектов построения лучшего будущего, и все они были созвучны традициям, духу и менталитету России, но все они, или подавляющее большинство из них, завершались сокрушительным крахом. Достаточно вспомнить действительно светлые идеи социализма, которые отражали самые сокровенные чаяния людей о лучшем обществе. Но реализация этих идей, в результате которой произошел их сокрушительный крах, вызвала к жизни другой негативный феномен — стойкое неверие в идеалы построения нового «экологически-чистого» социализма.
«…Исходя из этого, основным положением построения общества, отвечающего интересам народа России, и в то же время утверждению высоких духовных и нравственных идеалов жизни, должно быть построение общества социальной справедливости и устойчивого развития или, другими словами, — общества духовно-нравственного экологического социализма…».
Нетрудно догадаться, какими качествами будет обладать это общество).
II. РОССИЯ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА
Вывод Конференции ООН по окружающей среде и развитию о том, что на пороге XXI века «человечество переживает решающий момент своей истории", особенно актуален для России, освобождающейся от старых идеологических догм и выходящей на новый путь развития.
К началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной. Ее негативное воздействие на окружающую среду (в расчете на единицу производимого продукта) существенно выше, чем в технологически передовых странах. Значительная часть основных производственных фондов России не отвечает современным экологическим требованиям, а 16 процентов ее территории, где прожива­ет больше половины населения, характеризуются как экологически неблагополучные. Вместе с тем, в России сохранился крупнейший на планете мас­сив естественных экосистем (8 млн. кв. километров), который служит резервом устойчивости биосферы.
Груз накопленных в прошлом проблем и специфика переживаемого переходного периода в экономике предопределяют сложность и болезненность необходимых преобразований. Это проявляется в крупных структурных диспропорциях, неразвитости механизмов практического использования богатого научного, технического, культурного и природного потенциала страны. Однако осуществляемые ныне реформы создают предпосылки для развития позитивных процессов, которые позволят решить существующие проблемы и войти России в XXI век с качественно новым потенциалом.
Изменения характера участия государства в хозяйственной деятельности, сокращение доли государственной собственности позволяет создать экономические условия, обеспечивающие высокую деловую активность. При этом повышаются роль государства - гаранта государственного управления и контроля в области охраны природы.
Демократизация общественной жизни позволяет повысить роль граждан и негосударственных организаций в подготовке и принятии хозяйственных и других решений с учетом экологического фактора. Рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде для субъектов хозяйственной деятельности.
Характер происходящих процессов свидетельствует о реальных возможностях формирования в России социально-экономической системы, способной осуществить переход к устойчивому развитию.
III. ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ И УСЛОВИЯ ПЕРЕХОДА РОССИИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
Переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей.
При этом подразумевается последовательное решение ряда принципиальных задач:
-в процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;
-добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институционных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;
-ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления (*).
(* И ни слова об опасности социальной, о деградации мышления, о необходимости изменения типа мышления, о переходе от парадигмы мышления «бытие определяет сознание» к парадигме «сознание определяет бытие». А ведь это документ, определяющий концепцию развития РФ).
Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются:
-создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;
-разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;
-оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;
-формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.
(*Анализ основных направлений сразу же выявляет их полную несостоятельность и ущербность. Здесь обозначены только правовая основа, основы системы стимулирования, которые содержат только декларацию типа «давайте жить дружно». Далее снова муссируется экологическая опасность и завершается словоблудием мыслеформы «эффективная системы пропаганды идей.).
Переход к устойчивому развитию потребует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях является основополагающей.
Важнейшее значение в создании методологической и технологической основы этих преобразований будет принадлежать науке.
(*при условии, если она сумеет преодолеть собственные стереотипы мышления).
В соответствии с принципами устойчивого развития, выработанными на Конференции ООН по окружающей среде и развитию и пос ???(*текст в источнике отсутствует).
общества, включающего в качестве системных элементов правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество.
Важным фактором обеспечения устойчивого развития является усиление роли основных социальных групп населения в осуществлении социально-экономических преобразований.
Особое место здесь принадлежит молодежи, которой должно быть гарантировано безопасное будущее и возможность участия в принятии решений.
В создании условий, обеспечивающих заинтересованность граждан, юридических лиц и социальных групп в решении задач устойчивого развития, ведущая роль отводится государству. Прежде всего, оно должно гарантировать безопасность в политической, экономической, социальной, экологической, оборонной и других сферах, без чего переход к устойчивому развитию невозможен.
Государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию предполагает разработку системы программных и прогнозных документов: государственной стратегии действий долгосрочного характера; долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих в качестве составного компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности; краткосрочные прогнозы и программы отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней. При этом одним из важных условий является создание отлаженной системы взаимодействия «центр-регионы".
(* На какой основе будет осуществляться такое взаимодействие?)
Переход к устойчивому развитию предполагает строгое соблюдение ряда ограничений, следовать которым будет нелегко, особенно на начальных этапах. Это, в частности, осуществление хозяйственных мероприятий преимущественно на уже освоенных территориях и отказ от реализации любых проектов, которые наносят невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно изучены.
(*И cнова ни слова об экологии социального мышления, что сегодня «загрязнение» сознания людей и общества достигло предельной черты, за которой уже нет ни человека, ни общества, а может еще некоторое время существовать популяция эгоэлиты, но и та будет уничтожена, или самоуничтожена, ибо Единый закон потому и является Единым, а все, что существует за его пределами ВНЕ ЗАКОНА. У Единого Закона нет понятия УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. У Единого Закона есть одно фундаментальное понятие -ЖИЗНЬ в ГАРМОНИИ (Закон гармонии)).
IV. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшей ин­теграции этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития.
Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей, предусматривающий, в частности:
-формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду,
-выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;
-осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемилогического благополучия;
-развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;
-реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.
Важное значение может иметь разработка комплексных межрегиональных схем, охватывающих территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Программные и прогнозные документы федерального уровня должны служить ориентиром при разработке региональных программ перехода к устойчивому развитию и вместе с соответствующими правовыми актами и нормативами определять экономические условия их реализации.
V. КРИТЕРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И ПОКАЗАТЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
На современном этапе перехода к устойчивому развитию создаются рамочные условия, обеспечивающие возможность сопряженного, внутренне сбалансированного функционирования триады - природа, общество, экономика.
При этом механизмы разработки и принятия решений должны быть ориентированы на соответствующие приоритеты, учитывать последствия реализации этих решений в экономической, социальной и экологической сферах и предусматривать наиболее полную оценку затрат, выгод и рисков с соблюдением следующих критериев:
-никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба;
-ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономических и социальных факторов.
(*Посмотрите люди, мы ежечасно, ежеминутно берем у природы ресурсы и так же исправно выбрасываем к нее отходы. И в этих условиях мы ведем речь только о минимуме экологического вреда. Такое «устойчивое развитие» только продляет агонию самоуничтожения. Неужели непонятно, что главная опасность заключается не в экологии природы, а в экологии социума? Деградированное мышление людей- это и есть та самая грозящая людскому Разуму катастрофа самоуничтожения или уничтожения).
Для управления процессом перехода к устойчивому развитию и оценки эффективности используемых средств следует устанавливать целевые ориентиры и ограничения с обеспечением процедуры контроля за их достижением (соблюдением).
Целевые ориентиры могут быть выражены в показателях, характеризующих качество жизни, уровень экономического развития и экологического благополучия. Эти показатели должны характеризовать те уровни, при которых обеспечивается безопасное развитие России в экономическом, социальном, экологическом, оборонном и других аспектах.
Основные показатели качества жизни: продолжительность жизни человека (ожидаемая при рождении или фактическая), состояние его здоровья, отклонение состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний или образовательных навыков, доход (измеряемый валовым внутренним продуктом на душу населения), уровень занятости, степень реализации прав человека.
Показателями, определяющими степень природоемкости хозяйства, служит система показателей, характеризующих уровень потребления природных ресурсов и уровень нарушенности экосистем в результате хозяйственной деятельности (на единицу конечной продукции). Информативными являются аналогичные показатели на душу населения, а также макрохарактеристики, выражающие соотношение между потребностями в природных ресурсах и их наличием (запасами).
В качестве целевых и лимитирующих показателей устойчивого развития в экономической сфере могут устанавливаться уровни удельного (на душу населения и единицу валового внутреннего продукта) потребления энергии и других ресурсов, а также производства отходов. Контролю подлежат производство и использование всех опасных веществ, применяемых в экономике. В состав целевых параметров устойчивого развития необходимо включить характеристики состояния окружающей среды, экосистем и охраняемых территорий. В этой группе контролируемых параметров - показатели качества атмосферы, вод, территорий, находящихся в естественном и измененном состоянии, лесов с учетом их продуктивности и степени сохранности, количества биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения.
Аналогичные системы показателей могут использоваться при решении проблем перехода к устойчивому развитию для каждого субъекта Российской Федерации.
VI. РОССИЯ И ПЕРЕХОД К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА
Поскольку биосфера, как регулятор окружающей среды, представляет собой единую систему, переход к устойчивому развитию всего мирового сообщества может быть осуществлен только в условиях эффективного международного сотрудничества.
Роль России в решении планетарных экологических проблем определяется обладанием большими по площади территориями, практически незатронутыми хозяйственной деятельностью и являющимися резервом устойчивости всей биосферы планеты. В соответствии с этим приоритеты России в международном сотрудничестве по обеспечению устойчивого развития сводятся к следующему:
-организация международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию;
-активное участие в международных научных программах по проблемам устойчивого развития и в разработке мер, способствующих нормализации антропогенного воздействия на биосферу;
-создание эффективных механизмов обеспечения международного экологического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ;
-стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных зарубежных инвестиций;
-обеспечение экологических интересов страны во внешнеэкономической деятельности.
Необходимо продолжить усилия по основным направлениям международной деятельности России в области охраны окружающей среды, в том числе по:
-сохранению биоразнообразия;
-защите озонового слоя от истощения;
-предотвращению антропогенного изменения климата;
-охране лесов и лесовосстановлению;
-борьбе с опустыниванием;
-развитию и совершенствованию системы особо охраняемых природных территорий;
-обеспечению безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;
-решению проблем Мирового океана и межгосударственных региональных экологических -проблем (сокращение трансграничного загрязнения, нормализация окружающей среды в бассейнах Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей и Арктическом регионе).
К числу важнейших научных проблем, решение которых возможно лишь в рамках международного сотрудничества ученых, относится определение характеристик экологической устойчивости планеты в целом и основных подсистем биосферы. Благодаря своему научному потенциалу, Россия здесь может сыграть одну из ведущих ролей.
(*Основной вывод, который можно сделать из этого раздела в отношении социума и его будущего, заключается в том, что социуму не угрожает никакая опасность, кроме экологической. Но разве экология не отражает состояние биосферы? Разве состояние экологии биосферы не характеризует процессы ее самоуничтожения? Разве это не есть закон дисгармонии в действии, когда живое трансформируется в неживое (О каббале)? Разве это не является прямым доказательством болезни социума, который из живого все более трансформируется в неживое? разве сегодня вы не видите, что все, к чему прикасается социум, трансформируется из живого в неживое? Но, судя по научным изысканиям, отраженным в этом документе, беспокоиться о социуме не стоит).
VII. ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА РОССИИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
Переход к устойчивому развитию - процесс весьма длительный, так как требует решения беспрецедентных по масштабу социальных, экономических и экологических задач. По мере продвижения к устойчивому развитию само представление о нем будет меняться и уточняться, потребности людей -рационализироваться в соответствии с экологическими ограничениями, а средства удовлетворения этих потребностей - совершенствоваться. Поэтому реализация принципов устойчивого развития должна рассматриваться поэтапно. Причем только для относительно ранних этапов могут быть разработаны соответствующие программные и прогнозные документы.
Начальный этап перехода России к устойчивому развитию предопределен необходимостью решения острых экономических и социальных проблем, но поскольку именно они формируют главные целевые ориентиры данного этапа, особенно важно строго соблюдать в этот период обоснованные экологические ограничения на хозяйственную деятельность. Одновременно следует разработать программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и начать их плано­мерное выполнение, наметить комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях и подготовить органи­зационную основу реализации этих мер.
На следующем этапе должны осуществляться основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, существенная экологизация процесса социально-экономического развития. На этом этапе экологическое благополучие страны обеспечивается прежде всего за счет рационализации использования богатого природного потенциала России и снижения его относительных затрат на душу населения.
В дальнейшем должна постепенно решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества. Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей. Движение человечества к устойчивому развитию, в конечном счете, приведет к формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
(* Мне хочется попросить ученых, разработавших столь серьезный документ, ответить на один самый тривиальный вопрос: а когда будет проведена экологизация сознания у тех, кто разрабатывал и подписывал этот документ?)
6.3. ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
группы академиков Российской академии наук на вторую редакцию (ноябрь 1997 г.) проекта «ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РФ)» (и на его Основные положения (ОП))
Представляемый на рассмотрение Правительства РФ документ о Государственной стратегии устойчивого развития РФ составлен представителями большой группы учреждений во главе с Министерством экономики, что чувствуется во многих его формулировках. Детальное ознакомление с ним позволяет утверждать, что этот документ отражает в основном черты необходимой для страны стратегии устойчивого развития, но требует доработки с активным участием ученых РАН, комитетов Государственной Думы и Совета Федерации РФ.
Многие его положения имеют слишком общий и обтекаемый характер, могут толковаться по-разному, не имеют достаточно конкретного смысла и должны быть углублены, откорректированы, а иногда и изменены.
Если проект будет одобрен Правительством, то в дополнение к нему в плане первоочередных мер обязательно должна быть разработана комплексная программа фундаментальных исследований перехода России к устойчивому развитию (и соответствующих разработок) на какой-то определенный срок, например до 2005 г.
1. Принципиальные возражения вызывает положение, изложенное на стр. 10 (ОП, стр. 4) об этапности перехода к устойчивому развитию и о том, что на первом этапе он должен заключаться для России в преодолении «длительно развивающегося экономического и структурного кризиса" и лишь «на следующем этапе в среднесрочном плане цели устойчивого развития расширяются и экологизируются". Иными словами, об экологии пока можно не думать, а заниматься только экономикой.
Такая установка противоречит самому принципу устойчивого развития и абсолютно недопустима. По ежегодным докладам Госкомприроды мы хорошо знаем, что экологическая обстановка в большинстве субъектов Российской Федерации продолжает ухудшаться. Это приводит к увеличению заболеваемости, снижению рождаемости и общей продолжительности жизни, сокращению общей численности населения РФ (несмотря на приток русских из других республик СНГ). Длительность же первого, «краткосрочного" этапа перехода к устойчивому развитию оговорена 5−7 лет. Если тенденции сохранятся, то население России за этот срок вымрет на 5−10 миллионов человек Поэтому об экологическом благополучии страны нужно думать немедленно, сейчас, уже на первом «краткосрочном" этапе перехода к устойчивому развитию1.
Средств на охрану природы и другие экологические мероприятия у Правительства очень мало Однако, это не снимает с него ответственности за экологическое состояние страны. На ближайшем этапе для его улучшения и даже только сохранения могут быть рекомендованы следующие первоочередные мероприятия.
1). Законодательная борьба с дальнейшим загрязнением окружающей среды, в частности зако­нодательное закрепление определенных экологи­ческих функций за отдельными министерствами.
2). Обращение за финансовой поддержкой в различные международные организации и фонды охраны природы2.
3). Широкое привлечение к природоохранной деятельности многочисленных общественных экологических организаций.
4). Обязательное введение в воспитание (се­мья, школа, детские учреждения) и образование (средние и высшие учебные заведения) экологических знаний и выработки экологического мировоззрения, как основы нравственности людей и общества в целом.
5). Увеличение эффективности и экологичности производства путем уменьшения энерго- и материалоемкости продукта и т. д.
6). Выполнение заключенных международных конвенций по защите окружающей среды и участие в выработке новых конвенций.
Это должно быть отражено в описании целей «краткосрочного" этапа перехода к устойчивому развитию.
Другими стратегическими целями первого этапа развития должны быть: повышение оплаты труда и уровня жизни большинства населения, социальная переориентация финансово-экономической системы страны с уменьшением недопустимой разницы уровней доходов и потребления малой прослойки наиболее богатых и составляющих большинство бедных слоев населения, научные исследования процессов перехода к устойчивому развитию РФ, разработка прогнозов и программы социально-эколого-экономического развития РФ, создание и осуществление программ воспитания Человека, образования для устойчивого развития, выработка мировоззрения и Кодекса прав Человека общества устойчивого развития3.
Главной стратегической целью среднесрочного (до 20 лет) этапа развития, которая не сформулирована в проекте, должно быть осуществление перехода страны к устойчивому развитию и высокому качеству жизни населения.
В проекте игнорируются внутриполитические, межнациональные и другие острые проблемы развития РФ, сделана ставка на западно-ориентированный курс реформ, приводящий страну, в нынешних условиях глобальной стратегии развития («золотого миллиарда"), к положению сырьевого придатка Запада, находящегося на грани выживания и к угрозам распада РФ. Необходим более широкий взгляд (который в проекте промелькнул мимолетно), допускающий анализ и других вариантов эволюции страны, статуса государства и общества, переход их к государству и обществу высокого качества жизни и устойчивого развития со смешанной экономикой (совместной с рыночной), с самостоятельной политикой мирового полюса в евразийском регионе, с учетом комплексного рассмотрения социальных, экономических, экологических, политических, оборонных, научно-технических, территориальных и всех других факторов.
Уже сейчас в ряде фундаментальных научных исследований стратегии развития России в XXI веке делаются обоснованные выводы о большей перспективности перехода от западно-ориентированного общества потребления к обществу высокого качества жизни и устойчивого развития (при сохранении рыночной экономики) 4.
В связи со сказанным, в основных положениях стратегии устойчивого развития РФ наряду с описанными на втором этапе необходимо определить главные цели в политической, военно-стратегической, территориальной сферах. В научно-технической и воспитательной сферах добавить цели фундаментальных исследований процессов развития страны и возможности управления ими при переходе к устойчивому развитию и при его поддержании, разработок соответствующих методологий, технологий и систем, их изучения в школах и университетах, популяризации среди населения, включая элиту общества.
Описание целей устойчивого развития на втором этапе в экономической, экологической, социальной сферах и в сфере этики также требует существенного улучшения.
На этапе долгосрочной перспективы (будущее на десятки лет вперед) основной стратегической целью должно быть обеспечение качества жизни и устойчивого развития России (с главными приоритетами сохранения окружающей среды и становления сферы разума (ноосферы5)). В проекте основная стратегическая цель третьего этапа не указана, а другие цели описаны очень скудно.
2. При рассмотрении узловых вопросов стратегии устойчивого развития совершенно неудовлетворительно описаны: ее социальный аспект (д), макро-экономическая политика (г) и экономическое развитие России (в) (стр. 56−89, 104−131; ОП, стр. 1−20). 3 Необходима полная переработка этих разделов. Например, в разделе (д) ничего не говорится о небходимости подъема уровня оплаты труда большинства населения России, хотя эта проблема вопиющая, но провозглашается принцип социального неравенства «суверенности интересов различных групп населения и, следовательно, возможность существования противоречий и конфликтов между ними" (стр. 105; ОП, стр. 18).
Все это реально существует, но устойчивое развитие должно быть направлено на избежание этих конфликтов, на снижение разницы доходов и условий жизни всех слоев и групп населения, и не за счет сохранения бедности большинства. Об этом говорят документы по устойчивому развитию, принятые в 1992 г. на Международной конференции в Рио-де-Жанейро. Требует также значительного улучшения раздел (а) внешней эколого-экономической политики.
В основных положениях стратегии выхолощены задачи и принципы ее реализации (стр. 29−30) (даже по сравнению с проектом стратегии), важнейшие заключительные выводы.
Может быть сделан ряд замечаний по тексту проекта стратегии и ее основных положений 6
3. Стратегия устойчивого развития России должна представлять систему выводов из закономерностей ее развития, направляемого деятельностью и борьбой во имя выживания природы, общества и хозяйства страны, их устойчивого соразвития с учетом глобальных процессов развития человечества и биосферы, международных отношений, ресурсных, социально-экономических, моральных, политических ограничений и возможностей страны, новых средств борьбы и взглядов внешних конкурентов и внутренних оппозитов, условий, возможностей и способов управления развитием страны.
В представленном проекте стратегии совершенно недостаточно отражена названная комплексность проблемы, особенно аспекты, связанные с управлением. Это необходимо доработать.
Далее, многие оценки носят односторонний характер, отражая взгляды Минэкономики и других структур исполнительной власти. В результате проект стратегии приобрел необъективный характер. Оппозиционные силы могли бы привести контраргументы такие, как потеря (нарушение условий) национальной безопасности, ухудшение демографической ситуации и генофонда, социальный и политический раскол общества, обнищание большинства населения, расслоение его на незначительный процент сверхбогатых и большинство бедных с диспаритетом выше допустимых пределов, спад производства и потеря рынков, беспрецедентная криминализация в экономике и обществе, его деморализация, коррупция властных и судебных структур, разрушение науки и технологического потенциала, правовой нигилизм, дефекты правовой и налоговой политики государства и т. д. Здесь они камуфлируются.
Обоснования у каждой стороны могут быть свои, и они могут отличаться друг от друга. Но если выводимые результаты совпадают, то есть почва для консенсуса и согласия с данным проектом стратегии. Но тогда надо устранить односторонние оценки.
Другой возможный вариант.
Весь проект стратегии может мыслиться как двухтомный. В данном томе проекта описан только верхний слой стратегии развития страны, не включающий научные обоснования и многие фактические данные. Он представляет только результаты; предназначен для широкого изучения и обсуждения, должен носить, как бы, «надпартийный" характер, чтобы быть фактором согласия в обществе и сохранить свое значение в XXI веке.
Глубинный слой (II том) проекта стратегии должен тогда содержать все недостающие оценки, включая объективные фиксации нынешнего состояния России, все главные внешние, внутренние и комбинированные угрозы и риски, необходимые обоснования и меры по снижению рисков при любых неблагоприятных событиях, по уменьшению возможных негативных последствий катастроф, по достижению поставленных целей выживания страны (с учетом ограничений биосферы и всей ноосферной цивилизации) и перехода ее к процессу устойчивого развития. Он может разрабатываться в плане первоочередных мер после принятия этого проекта.
Нельзя замалчивать многие проблемы негативного воздействия на Россию развитого Запада. Его истинная стратегия, реализуемая мировым сообществом на этом глубоком научно-поддержанном уровне будет соответствовать либо гуманистической стратегии конференции ООН для всех жителей Земли, либо стратегии «золотого миллиарда", вероятнее без включения в него жителей России.
Чтобы интересы России можно было реально отстоять и вписать в глобальной стратегии развития, необходимо мобилизовать все ее силы, резервы и ресурсы. Национальную стратегию разрабатывать только на основе реальных оценок объективных фактов, опасностей зависимости от международного капитала.
В таком втором томе проекта стратегии должны быть разработаны не только «требования к основным направлениям человеческой деятельности, оказывающей наибольшее воздействие на биосферу", но и изменения парадигмы развития России, ее экономики, государственного строя, нравствен­но-этических приоритетов Человека в XXI веке, нормы ответственности общества и государства, использующих и мобилизующих имеющиеся средства, силы и ресурсы страны на цели повышения качества жизни и устойчивого развития, освобожденных от зарубежных политических пут и информационной войны СМИ.
При этом должны быть выявлены явные и неявные оппоненты разрабатываемой стратегии, их угрозы и контрстратегии, намечены способы умень­шения риска возможных катастрофических ситуаций и смягчения влияния негативных последствий на процессы соразвития общества, природы и экономики.
Опасны и будут серьезным препятствием переходу к устойчивому развитию угрозы национальным интересам России, связанные с экономическим и с политическим давлением Запада, исходящие из
—  ее открытости и политической нестабильности, с дальнейшей приватизацией государственной собственности без должного уровня государственного,
— экономического регулирования в условиях существования утонченного и жестокого криминального «мира в российском государстве, коррупции его институтов. Поэтому представления о необходи­мости приоритетов открытого общества для России и второго этапа приватизации государственного имущества, принятые в проекте, требуют максимальной осторожности и тщательного исследо­вания негативных последствий использования этих механизмов, прежде чем их помещать в Государ­ственную стратегию развития.
4. Нужно, чтобы роль России в мировом сообществе при переходе к устойчивому развитию соответствовала ее экологическому, ресурсному и интеллектуальному потенциалу. По возможности, желательно обеспечить лидирующее положение России в научных разработках проблем выживания и устойчивого развития на глобальном, международном и национальном уровнях, используя уникальный потенциал Российской академии наук, какого нет в других странах.
Необходимо достаточное внимание уделить стратегии развития энергетики. Исследовать экологические ограничения атомной энергетики, со­здать и использовать технологию развития безопасной ядерной энергетики.
Для переработки проекта необходимо привлечение авторитетных ученых: социологов, экономистов, экологов, специалистов по безопасности, устойчивости и управлению крупномасштабными системами из числа членов Российской академии наук, накопившей уникальный научный потенциал, который может быть эффективно использован для научного обеспечения и разработки стратегии устойчивого развития России и всего мирового сообщества.
С учетом сказанного считаем, что представленный проект Государственной стратегии устойчивого развития РФ может быть принят за основу, но должен быть доработан, широко обсужден в научном сообществе, в государственных и общественных организациях, на Всероссийском съезде и, лишь после учета всех мнений, представлен в Правительство, в Федеральное Собрание и на утверждение Президенту РФ 7.
Академики Российской академии наук (РАН)
  • А. Л. Яншин - председатель Научного совета по проблемам биосферы РАН, президент Российской экологической академии
  • В. М. Матросов - директор Центра исследований устойчивости и не­линейной динамики при ИМАШ РАН, руководитель Центра моделирования устойчивого развития общества ИСПИ РАН
  • Г. С. Голицын - директор Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН
  • Г. В. Добровольский - председатель Научного совета РАН по проблемам почвоведения
  • А.С.Исаев -директор Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов,
  • Д. С. Львов - академик-секретарь Отделения экономики РАН
  • А. А. Петров - зав. отделом Вычисли­тельного центра РАН
  • Д. В. Рундквист - академик-секретарь Отделения геологии, геофизики, геохимии и горных наук РАН
  • Б. С. Соколов - советник президиума РАН
  • В. Е. Соколов - академик-секретарь Отделения общей биологии РАН
  • И. П. Дружинин - Институт энергетических исследований РАН
  • Г. И. Галазий - депутат Госдумы ФС РФ, зам. председателя Комитета по экологии Государственной Думы ФС РФ, председатель Высшего экологического совета Комитета
  • К. В. Фролов - директор Института машиноведения им. А. А. Благонравова РАН
  • Ю. А. Израэль - академик - Секретарь Отделения океанологии, физики атмосферы и географии РАН, председатель Экспертно-Консультативного совета при Комиссии Гос. думы ФС РФ по законодательному обеспечению проблем устойчивого развития.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Каков иконостас? Но гора родила мышь!!!
Итоговые документы не отражают реалий нового мышления и нового сознания, не отражают реалий Единого закона. Они нацелены только на сегодняшний день.
Именно эту мысль и отражают нижеприведенные комментарии к столь авторитетному научному документу.
1 А об опасности самоуничтожения социума и техносферы можно пока не думать?
2 Для того, чтобы новые ресурсы превращать в новые отходы в соответствии с принципом дуадной доктрины разума - «взял ресурс - верни отходы"?
3 Здесь обосновывается аспект выживания человека в физическом теле. А где же забота о его духовном теле, о его духовной пище?
4 Понятие «качество жизни» без взаимосвязи с законом эволюции двойственного отношения (монады), без взаимосвязи с переходом в сферу разума (ноосферу), без определения свойств ноосферы, имеет очень ограниченный смысл.
5 Какими свойствами должна обладать эта ноосфера?
6. Далее приводятся предложения по корректировке.
7. Документ приведен практически в полном объеме, за некоторыми
оговоренными исключениями, с целью дать возможность читателям и
посетителям сайта самим сделать собственные выводы:
-о качестве документа, определяющего фактически будущее не только России, но и будущее всего человечества,
-о грядущих «инверсиях полюсов разума», если человечество и далее будет идти по уже накатанной дорожке к самоуничтожению собственного разума,
-можно ли при таком подходе всерьез говорить и думать о переходе в ноосферу.
Поэтому, пока не поздно, необходимо уже во весь голос говорить об экологизации сознания человека, об очистке его от «нечистот» старого мышления.
РЕЗЮМЕ
1. Никакие модели и методы, какими бы совершенными они ни были, сколько бы ограничений они ни учитывали, не в состоянии изменить сущность доктрины дуадного разума. Они могут только создавать некие устойчивые состояния системы на том или ином участке ее эволюции к самоуничтожению, в соответствии с принципом минимакса.
2. Человечество еще недостаточно ясно понимает, что существуют и другие, не менее грозные опасности, чем экологическая, грозящие самоуничтожением сферы разума. Это опасность самоуничтожения социума и техносферы.
Социальная опасность ведет к перерождению социума, перерождению его духовной сферы, ведущей к деградации разума. Если грозящую опасность «замалчивать", то «торжество демократии над здравым смыслом» будет непрерывно продолжаться до полного самоуничтожения последнего.
Сегодня нарушен баланс весов двойственного отношения «человек-социум», сознание-подсознание. Нарушение этого баланса (Весы монады) приводит к рождению «гравитационного поля», отделяющего сознание от подсознания и трансформирующего сознание людей (и социума) в «бессознательное» (и «коллективно-бессознательное»).
Непонимание этой проблемы может привести в уже ближайшие годы к «тектоническому разлому коры земного дуадного разума" и через «духовные катаклизмы" - к катаклизмам физическим. Переход к высшему измерению сознания (ноосфера) завершится переходом в противоположное измерение - к состоянию первобытного человека.
Техносферная опасность уничтожения разума является также не менее грозной. Техносфера все более и более трансфомируется в инструмент, способствующий быстрейшему самоуничтожению и экосферы (физическая среда обитания человека) и социума (духовная среда обитания разума). Деградация разума, транформирующийся в «особый ум с рыночным уклоном" усиливает процесс использования достижений научной революции в интересах самоуничтожения (военная опасность, геноцид народов, и т.д.).
6. Отдельные положения, содержащиеся в итоговых документах парадигмы нового мышления, с позиций новой науки, являются не просто туманными и неопределенными. Они являются несостоятельными т.к. не учитывают рекомендаций и выводов новой науки. Необходимо кардинальным образом пересмотреть итоговые документы с тем, чтобы новая парадигма развития России стала основой Программы конкретных действий, направленных не на достижение устойчивых состояний развития сферы дуального разума на пути к его самоуничтожению, а на формирование гармонической сферы разума, характеризующейся не борьбой, а единством составляющих сфер разума, в соответствии с Единым законом, и вытекающими из него принципами самоорганизации и принципами нового мышления и нового сознания.
Только в этом случае станет возможным формирование Единого самосогласованного Поля Ноосферы (сферы разума), гармонически объединяющим все свои составляющие (экосфера, социум и техносфера).
7. Итоговые документы не отражают реалий нового мышления и нового сознания, не отражает реалий Единого закона. Дуальная доктрина разума, продолжающая деградация социума и социального разума, позволяют сомневаться в истинности сделанных в итоговых документах вывода [4]:
«Характер происходящих процессов свидетельствует о реальных возможностях формирования в России социально-экономической системы, способной осуществить переход к устойчивому развитию".
Пока существует дуадный разум -такой вывод является химерой. «Гора родила мышь". Новая парадигма развития России отражает реалии только сегодняшнего дня развития России, сегодняшних тенденций эволюции мирового сообщества. Но уже сегодня перед каждым из нас стоит Выбор Пути в ноосферу, определяющий наше мышление, наше сознание, наше Будущее. И этот Выбор никто не сделает за нас. Через этот Выбор должен пройти каждый из нас, независимо от вероисповедания, образования, степеней учености, возраста.
Известно, что дурак не учится даже на собственных ошибках, Умный -учится на собственных ошибках, и только гений - на ошибках других. У нас уже нет времени учиться на собственных ошибках. Поэтому от Вашего Выбора может зависеть судьба Будущего человечества. Здесь ошибка может обернуться «тектоническим разломом" планетарного разума с его последующим самоуничтожением.
Ваш Выбор может оказать влияние на Выбор Общества, на Путь Общества к Себе. От этого Выбора зависит Ваше будущее и будущее Ваших детей,
будущее всего человечества.


С благодарностью приму все ваши замечания, предложения,
с признательностью отвечу на ваши вопросы
© Беляев М. И., «МИЛОГИЯ», 1999-2006г.
Опубликован: 13/04/2006г.,
Сайт ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ АВТОРА, открытой для всех посетителей.
Убедительная просьба сообщать о всех замеченных ошибках, некорректных формулировках.
Книги «Основы милогии», «Милогия» могут быть высланы в Ваш адрес наложенным платежом,
URL1: www. milogiya2007.ru e-mail: milogiya@narod.ru
Архив 2001 г:URL1: www.newnauka.narod.ru Архив 2006 г: URL1: www. milogiya. narod.ru