Т2.Определения
 
 М.И. Беляев, 1999-2007 г,©Вверх Собственность Т3.Спрос и Предложение

Тема 2. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
Прежде всего, вспомним, что экономика — это наука, изучающая выбор в условиях относительной ограниченности экономических ресурсов. С одной стороны, потребители выбирают предлагаемые блага, с другой стороны, фирмы-производители выбирают комбинации ресурсов для производства этих благ. Кроме этого, ключевым процессом в экономике является взаимный обмен. Что мы вымениваем для себя? То, в чем нуждаемся. То, что нам нужно, то есть требуется. Следовательно, мы руководствуемся своими потребностями.
Потребности (needs) — недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности или раз вития (человека, фирмы и т. д.).
Что же определяет наши потребности, наши желания? Какие потребности для нас важнее, приоритетнее? На этот вопрос ответил Абрахам Маслоу, построивший пирамиду человеческих потребностей по степени их приоритетности. По его теории человек не будет нуждаться в удовлетворении потребностей высшей ступени, пока не утолит нужды более низкого уровня:
Итак, мы разобрались с тем, что такое наши нужды и как они проявляются (их приоритетное расположение для человека). А в чем же мы нуждаемся? Если обобщить, то в товарах и услугах — во всем, что позволяет нам удовлетво­рить наши потребности:
Самое простое определение для приоритета — то, что для нас важнее всего. Человек может определить для себя систему приоритетов: самое важное, следующее по важности и т. д. Для каждого на самом деле система приоритетов индивидуальна.
Благо (good) — средство удовлетворения потребностей. ;
Приоритетность того или иного блага мы можем определить по степени полезности его для нас:
Полезность (utility) — способность блага удовлетворять одну или несколько потребностей.
То, что требуется и необходимо одному человеку, совершенно не интересно и не нужно другому. А как же изме­рить полезность того или иного блага? Мнения мыслителей-экономистов в истории экономики разделились, и поэ­тому существует две теории полезности:
ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНОСТИ
Кардиналистская
Ординалистская
о количестве полезности, о
том, что полезность можно
измерить в условных едини-
цах — ютилях (от английского названия utility — полезность)
о качестве полезности, о
том, что полезность относительна, и измерить ее невозможно, но можно ранжировать
Ресурсы
Экономический обмен существует в условиях ограниченности ресурсов. А что такое ресурсы?
Из курса географии Вы, конечно, помните, что такое природные ресурсы: нефть, земля, вода и т. д. По аналогии определим, что такое ресурсы экономические.
То есть, что такое экономические ресурсы?
Экономические ресурсы (resources) — не­обходимые для производства благ элементы, на-! ходящиеся в ограниченном количестве.
РЕСУРСЫ
Труд (Labor)
Капитал ( Capital)
Земля (Land)
Использование
деятельности лю­дей, их способ­ностей и навыков для производства благ
Благо, созданное
прошлым трудом, используемое для производства то­варов и услуг
Естественные ресурсы, природные условия, необхо­димые для произ­водства товаров и
услуг
При производстве продукции мы используем эти основные ресурсы: прикладываем труд для производства, вкладываем капитал в производства, используем в производстве естественные ресурсы. Вы, конечно, понимаете, что наши ресурсы относительно ограничены (помните определение экономики?). Ведь фирма, например, не может на­нять бесконечное количество работников. А значит, мы всегда знаем, сколько у нас в наличии ресурсов: например, количество работников (труд), денежные средства (капитал) и т. д. Мы учитываем их количество и как возможности производства (у нас есть в наличии ресурсы — мы мо­жем произвести определенное количество продукции), и как ограничения производства (мы можем произвести не больше этого количества).
Взаимосвязи ресурсов с производством отражаются в одном из ключевых уравнений микроэкономики — произ­водственной функции (или функции производства). Boт ero общий вид:
Q= f (F1, F2, … Fn)
Где Q — объем производства, Fl, F2,…Fn — производственные ресурсы (которых всего п), а значок f показывает, что объем производства зависит от комбинации факторов производства.
Функция -это величина, зависимая от размера и изменений другой величины (или величин — аргументов).
Величина n - условна, она означает любое, неограниченное количество элементов (и один, и два, и три, и сколько угодно). Мы ее используем для удобства обобщения.
Информация (information) — двадцатый век определил этот важный ресурс как ценнейший. Информированность потребителя о качестве товара, информированность производителя о действиях конкурента или о составе его продукции — дают и потребителю и производителю дополнительные преимущества и подчас определяют их поведе­ние. Информация мгновенна, сиюминутна и быстро устаревает. Информация — это данные и о состоянии рынка, и о новой продукции, технологиях, качестве продукции и т. д.
Время (time) — неисчерпаемый ресурс, который еще менее осязаем физически, чем информация, но не менее значимый, потому что является одновременно и ресурсом (то есть нашей возможностью), и ограничением наших воз­можностей.
Предпринимательский талант - особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все остальные факторы производства (экономические ресурсы).
Ограничения
Итак, мы с Вами говорим об экономике как о науке выбора в условиях ограниченности ресурсов. О том, что и почему мы выбираем и что, и что такое ресурсы, мы с Вами уже определили. Теперь поговорим об ограничениях. Прежде всего, что значит, все-таки экономический выбор:
Выбор (choice) — определение наилучшего среди возможных вариантов использования, при
которых достигается максимум полезности в условиях ограниченности ресурсов.
То есть, осуществляя наш выбор, мы анализируем все выгоды и затраты в потреблении благ. И учитываем ограниченность ресурсов:
Ограниченность (редкость, scarcity) -свойство экономических благ и ресурсов, которое означает их конечность (в соотношении с безграничными потребностями общества и человека). |
Всякий раз, делая свой выбор и учитывая ограниченность ресурсов, подсчитывая свои выгоды и затраты, мы стремимся оптимизировать свою текущую ситуацию (то есть максимизировать выгоды и минимизировать затраты). А затраты в экономике называются издержками (costs). Мы всегда сравниваем и рассматриваем альтернативы, по­этому в экономике сформировалось понятие альтернатив­ных издержек:
Альтернативные издержки (opportunity costs) — ценность для человека наиболее предпочтительного из благ, одновременное получение которых становится невозможным при избранном способе использования ограниченных
ресурсов.
То есть мы, например, можем представить себе несколько вариантов траты денежных средств и решить, какой из них наиболее оптимальный.
Таким образом, имея информацию о наших потребностях, возможностях выбора, благах и ограничениях, а
также об альтернативных издержках, мы можем сформировать экономическую модель — график кривой производ­ственных возможностей.
Производственные возможности (production capacity) — это возможности общества по производству благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся в наличии ресурсов.
Кривая производственных возможностей характеризует выпуск продукции при заданных производственных возможностях и показывает альтернативные комбинации производства при полном использовании ресурсов.
Допустим, в экономике производится только два вида товара: Товар 1 и Товар 2. В случае увеличения производства одного уменьшается производство другого. Значит, что мы можем представить огромное количество комбинаций, например:
Точка 1 — показывает, сколько всего при заданных условиях мы можем произвести товара 1 (вообще не производя товар 2). Точка 5 — показывает, сколько мы можем производить товара 2 (не производя товар!). Точки 2, 3, 4 — показывают возможные комбинации производства при полном использовании ресурсов. Точка 6 — показывает равные доли производства товаров, но при том она находится ниже кривой производствен­ных возможностей, то есть при неполном использовании ресурсов, а значит, наше производство неоптимально.
Кривая не постоянно находится в фиксированном положении, она может сместиться. Смещение кривой (или прямой) на графике — это изменение каких-либо условий, и кривая либо без изменений в своей форме (дуга и yгол наклона остаются прежними) просто «передвигается» по графику вправо или влево, либо, меняя форму, сдвигается только по отношению к одной из осей. Разумеется, сама кривая не смещается — мы просто рисуем новую (по отно­шению к уже существующей).
Например, если у нас увеличилось количество ресурсов, или изменились технологии — и мы можем себе позволить использовать наши ресурсы более оптимально: наша кривая производственных возможностей сдвинется вправо (вся целиком). А в случае большего ограничения ресурсов — произойдет сдвиг влево, и круг наших возможных комби­наций производства двух товаров соответственно умень­шится.
Однако может произойти неравномерное увеличение ресурсов или усовершенствование технологий — и тогда кривая смещается не просто относительно предыдущей своего вида, но и меняет свой вид (дугу и угол наклона).
Тонкая дуга на графике — изначальная кривая производственных возможностей.
Жирная дуга - одностороннее улучшение ситуации и увеличение возможностей по производству товара 1.
Пунктирная дуга — односторонне увеличение возможностей по производству товара.
Расширение производственных возможностей общества (его иллюстрирует сдвиг кривой производственных возможностей вправо) в результате увеличения количества используемых ресурсов либо усовершенствования техно­логий называется экономическим ростом (economic growth).
Экономический кругооборот
Кто же осуществляет выбор в условиях ограниченности ресурсов?
Агент (agent) — субъект экономических отношений, участвующий в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
А кто же является агентами экономических взаимоотношений? Мы все. А мы это кто? По сути дела, покупатели и продавцы. Прежде всего, на рынке взаимодействуют фирмы и домохозяйства:
1. Фирма (firm) — экономический агент (организация), выполняющий три основные функции:
  1. покупка ресурсов;
  2. использование ресурсов для производства продукта;
  3. продажа продукта.
Конечная цель фирмы — увеличение собственной при­были.
2. Домохозяйство (household) — экономический агент (как правило, лицо или группа лиц), обладающий ресурсами (труд, капитал, земля), получающий за них плату (деньги) и расходующий их на потребление благ.
Цель домохозяйств, в конечном итоге, — удовлетворение собственных потребностей.
Но ведь в экономических взаимоотношениях участвуют не только фирмы и домохозяйства. Но и еще один важный субъект — государство.
Вы помните, что субъект — этот тот, кто осуществляет воздействие и взаимодействие, а объект — то, на что направлено действие и взаимо­действие.
3. Государство (government) — экономический агент (совокупность учреждений и организаций), обеспечиваю­щий домохозяйствам и фирмам те блага (например, правопорядок), которые не являются экономически эффектив­ными (то есть не приносят прибыли).
Целью существования государства и является обеспечение общества благами, необходимыми ему, но не произ­водимыми им в силу их экономической неэффективности.
Конечно, все три субъекта тесно связаны между собой. Эти взаимосвязи мы можем проследить по схеме:
На нашей схеме представлена простая модель экономического кругооборота.
Экономический кругооборот — движение благ, денежных доходов и расходов.
Помните — круговорот воды в природе? Ничто никуда не исчезает, все только преобразуется. Так же и в экономике.
Если мы изучим внимательно схему, то сможем четко выделить два вида потоков: доходы (просто линии) и расходы (пунктиры). Доход — это, соответственно, то, что мы получаем. Расход — то, что тратим. Для наглядности представим наши потоки в табличной форме:
Потоки
Фирма
Домохозяйства
Потоки
Доходы
Продает товары
государству и домохозяйствам и получает выручку
Продают ресурсы фирмам и государству и получают свой доход
Получает
налоги
Расходы
Закупает ресурсы и платит налоги
Закупают продукцию и платят налоги
Предоставляет общественные блага
Отдельно зафиксируем для себя важные микроэконо­мические термины:
Цена (price) — количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.;
Поток подразумевает движение (перемещение) чего-либо от одного субъекта другому.
Покупатель приобрел продукт, это доход. Но потратил на него деньги — это расход. Продавец продал продукт, получил выручку — доход. Но купил ресурсы на его производство — это расход и т. д.
Цена может выражаться и не в денежной форме, а например, в натуральной: в виде товаров или услуг.
Выручка - это та денежная сумма, которую получает фирма в обмен на свою продукцию (проданную по условленной цене).
Только выручка еще не является доходом фирмы, потому что фирма ведь до этого потратилась на ресурсы и производство:
Доход - это сумма выручки за вычетом затрат на ресурсы и производство (издержки).
Конечно, представленная нами модель экономического кругооборота — это упрощенная схема реальной ситуации. Но пока мы с Вами только начали изучать экономику, нам необходимо рассмотреть основные взаимосвязи, чтобы потом приступить к более подробному и детальному исследованию.
Из истории Вы должны помнить понятие натурального обмена, когда действуя в условиях сельскохозяйственной неразвитой экономики, люди могли обмениваться, не пользуясь помощью денег, а просто — товар на товар
© Беляев М. И., «МИЛОГИЯ», 1999-2006г.
Опубликован: 13/04/2006г.,
Сайт ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ АВТОРА, открытой для всех посетителей.
Убедительная просьба сообщать о всех замеченных ошибках, некорректных формулировках.
Книги «Основы милогии», «Милогия» могут быть высланы в Ваш адрес наложенным платежом,
URL1: www. milogiya2007.ru e-mail: milogiya@narod.ru
Архив 2001 г:URL1: www.newnauka.narod.ru Архив 2006 г: URL1: www. milogiya. narod.ru