Прибыль
 
 М.И. Беляев, 1999-2007 г,©Вверх Персонал фирмы

Глава 17. Прибыль
1. Цель фирмы
Главная цель любой фирмы — получение прибыли. Причем максимально воз­можной. Для этого фирма производит и продает продук­цию, минимизирует издержки, для этого она существует. Фирма производит блага и продает их, обменивает на денежные средства. Это и есть прибыль? Нет, это валовый доход, совокупная выручка производителя (фирмы).
Совокупная выручка (total revenue) фирмы
 — это доход фирмы, те денежные средства, которые фирма получает при продаже произведенных благ.
Ну, а прибыль производителя определяется как разность между совокупной выручкой, полученной за продукцию, и издержками на ее производство.
Прибыль (profit) фирмы — совокупная выручка за вычетом совокупных издержек.
Получается, прибыль производителя можно рассчитать по формуле:
Pr = TR — ТС
Но Вы уже знаете, что издержки фирмы разделяются на явные и неявные, то есть внешние и внутренние.
При вычитании из совокупной выручки явных затрат (внешних) фирма получает так называемую бухгалтерскую прибыль.
Бухгалтерская прибыль фирмы — совокупная выручка за вычетом явных издержек.
Бухгалтерская прибыль характеризует результаты деятельности фирмы за определенный период ее существования, то есть результаты прошлого.
Разделение на явные и неявные издержки первично, потому что и явные, и неявные затраты могут быть как постоянными и переменными, и включают в себя разделение на транзакционные и издержки контроля.
А теперь вычтем из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, то есть затраты на ресурсы, принадлежащие предпринимателю, а также затраты на предпринимательский ресурс. Таким образом, получается величина экономической прибыли.
Экономическая прибыль — бухгалтерская прибыль за вычетом внутренних затрат фирмы.
Величина экономической прибыли характеризует перспективы деятельности фирмы, ее будущие результаты. Неявные издержки не учитываются в бухгалтерских отчетах, но значимы и важны для самой фирмы.
Затраты на предпринимательский ресурс характеризуют величину так называемой нормальной прибыли, то есть той доли прибыли, которая приходится на талант и возможности управленца производством.
Итак, формирование величины экономической прибыли мы можем рассмотреть на схеме:
2. Классификация доходов фирмы
Для лучшего понимания экономической деятельности фирмы и характеристики результатов этой деятельности введем понятия совокупного, среднего и предельного дохода фирмы.
Для чего нужен показатель среднего дохода? Для того чтобы оценить, какая доля прибыли приходится на единицу выпуска продукции. Соответственно, чем выше показатель среднего дохода, тем лучше для фирмы и тем выгоднее это производство.
Величина предельного дохода, в свою очередь характеризует, насколько выгодно для производителя увеличение выпуска продукции. Чем больше этот показатель, тем выгоднее производителю — увеличивать выпуск благ.
3. Факторы образования прибыли
Рассмотрим образование прибыли в расчете на одно изделие.
В производственной фирме процесс образования прибыли осуществляется в два этапа:
1 этап формирования прибыли
Прибыль образуется при создании новой стоимости.
То есть вкладываются деньги в производство, производится продукция, затрачиваются два основных фактора производства — труд и капитал. Новая стоимость иначе называется добавленной.
Добавленная стоимость (added cost, Ca) производства — это стоимость вновь созданных благ.
Добавленная стоимость рассчитывается как разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой, и суммой, уплаченной поставщикам за приобретенное сырье, материалы и т. п. (то есть за ресурсы — промежуточную продукцию).
Таким образом, стоимость готового изделия включает в себя стоимость факторов производства (так называемую старую стоимость) и добавленную стоимость (новую). Добавленная стоимость в свою очередь разделяется на заработную плату и, собственно, прибыль.
Совокупный доход за вычетом необходимых (совокупных затрат) разделяется между собственниками факторов производства (то есть это выплата ренты, выплата процентов по вложенному капиталу), ну, а в остатке получается чистая прибыль фирмы. Рассмотрим расчет прибыли фирмы с точки зрения стоимости созданной продукции по упрощенной схеме:
Таким образом, фирма (а также собственники факторов производства) заинтересована в создании новой стоимости, то есть увеличения прибыли за счет приращения величины добавленной стоимости.
Добавленная стоимость может быть увеличена следующими способами:
Прирост вложенных денежных средств — увеличение размера капитала. Увеличение величины добавленной стоимости достигается расширением производства.
Повышение производительности труда. Производительность труда — показатель, характеризующий результативность труда, который получается путем деления объема произведенной продукции на количество работников. Соответственно, чем больший процент произведенных благ приходится на одного конкретного работника, тем выше этот показатель. Повышение уровня производительности труда также способствует приращению новой стоимости.
2 этап формирования прибыли
На первом этапе (при создании новой стоимости) прибыль производителя потенциальна, то есть возможный доход заключен во вновь созданной продукции, но еще не реализован, то есть произведенные блага не проданы и за них не выручены денежные средства.
Значит, вторым этапом образования прибыли и будет ее реализация.
Вы уже знаете, что прибыль фирмы — это разница между величиной совокупной выручки и совокупных издержек фирмы на производство. Величину прибыли можно выразить и немного иначе.
То есть представить прибыль производителя через разность рыночной цены на продукцию и ее себестоимость. Из чего складывается себестоимость блага? Из всех затрат на производство этого блага.
То есть, какая стоимость «заключена» в самой продукции, сколько она стоит сама по себе, исходя из тех затрат, которые в нее вложены.
Себестоимость {costprice, стоимость затрат - англ.) блага — все расходы фирмы на производство этого блага.
Соответственно, производителю важно продать выпущенную продукцию не дешевле, чем она стоит. Разница между ценой и себестоимостью блага (то есть прибыль фирмы) увеличивается в двух случаях: уменьшение себестоимости продукции и рост цен.
Запомните главное: себестоимость продукции и стоимость продукции — это разные значения и величины.
Стоимость продукции включает в себя стоимость затраченных факторов производства и добавленную стоимость (то есть старая стоимость «плюс» новая стоимость).
Себестоимость будет включать в себя величину выплат заработной платы и «старую» стоимость (стоимость факторов производства, постоянные затраты). То есть:
СЕБЕСТОИМОСТЬ
Стоимость факторов производства
Заработная плата
Прибыль
СТОИМОСТЬ
Пусть уровень цен на продукцию не меняется. Что происходит с величиной прибыли фирмы при изменении себестоимости? В зависимости от чего меняется величина себестоимости?
Себестоимость продукции меняется в зависимости от изменения размеров затрат на ее производство. Как Вы помните, в краткосрочном периоде для фирмы можно определить постоянные и переменные затраты. Значит, в краткосрочном периоде снижение себестоимости зависит от снижения переменных затрат. Ну, а в долгосрочном периоде — все затраты являются переменными.
При возрастающей экономии от масштаба даже малое приращение издержек дает большое увеличение выпуска продукции, значит, средние издержки уменьшаются, а увеличение выпуска выгодно. При этом себестоимость продукции при увеличении выпуска будет уменьшаться, потому что все меньше и меньше затрат требуется для производства дополнительной единицы выпуска.
При убывающей отдаче от масштаба ситуация, соответственно, обратная. Каждая последующая единица выпуска требует все большего увеличения затрат, а значит, возрастает и себестоимость продукции.
При постоянной отдаче от масштаба — себестоимость продукции не меняется. А значит, при неизменном уровне цен, постоянной будет и величина прибыли производителя.
СЕБЕСТОИМОСТЬ
Не меняется
При возрастающей отдаче от масштаба
При убывающей
отдаче от масштаба
При постоянной отдаче от масштаба
ПРИБЫЛЬ
(при неизменном уровне цен)
Не меняется
Эффект возрастающей экономии от масштаба можно рассмотреть и на графике, на осях которого будут отложены величина дохода фирмы (производителя) и величину объема выпуска. Для простоты изобразим совокупные издержки в виде прямой линии (а не кривой, как Вы уже знаете):
Вторым фактором, влияющим на величину прибыли является уровень цен, по которым фирма (производитель) сбывает (продает, реализует) произведенный выпуск. Допустим, уровень цен меняется (увеличивается или уменьшается). Как это сказывается на прибыли производителя? Понятно, что чем выше уровень цен — тем больше прибыль, чем ниже — тем меньше ее величина.
Теперь необходимо соотнести уровень цен со значением себестоимости.
Если цена ниже себестоимости продукции, то фирма производит продукцию и реализует ее себе в убыток. Если цена на продукцию совпадает с величиной себестоимости, это значит, что цена равняется затратам на производство продукции, то есть такой уровень цен обеспечивает самоокупаемость продукции. Прибыль фирмы при этом прини­мает нулевое значение.
Самоокупаемость продукции характеризует ситуацию, при которой стоимость продукции совпадает с ее себестоимостью.
Значит, в упрощенном виде соотношение величины себестоимости и цены можно рассмотреть на схеме:
Таким образом, мы рассмотрели прибыль, полученную в расчете на одно изделие.
4. Распределение прибыли
Мы уже говорили о том, что прибыль разделяется на экономическую и бухгалтерскую. Частью бухгалтерской прибыли является нормальная прибыль, которая прихо­дится на затраты предпринимательского ресурса, а эконо­мическая прибыль разделяется на ренту, процентные от­числения на вложенный в производство капитал и чистую прибыль. Рассмотрим же распределение прибыли подробнее (как это происходит)
Итак, после вычитания из прибыли налоговых отчис­лений в бюджет страны, а также отчислений в благотвори­тельные и иные фонды, после расчета с кредиторами, вкладчиками (инвесторами), а также арендодателями (вла­дельцами земельных ресурсов, зданий, сооружений и т. д.), остается величина так называемой чистой прибыли.
Чистая прибыль — это та часть экономической прибыли, которая остается после необходимых налоговых отчислений, выплат фондам, а также выплат владельцам факторов производства;
(земля и капитал).
Чистая прибыль распределяется на нужды фирмы: обучение персонала, охрана окружающей среды, накопление капитала для реализации будущих нужд, отчисления во внутренние социальные фонды. Кроме этого, в состав чистой прибыли входит величина дохода собственников фирмы.
РЕЗЮМЕ
А теперь все наши рассуждения на се­годняшнем занятии сведем в одну таблицу, чтобы запомнить, из чего складывается прибыль и куда она расходуется в итоге. Итак, фирма производит продукцию, создавая добавленную
стоимость (новую).
.
А о том, кто является собственниками фирмы, какие организационно-правовые формы имеет предприятие, для чего нужна фирма и каков ее оптимальный размер, мы изучим на следующем занятии.
© Беляев М. И., «МИЛОГИЯ», 1999-2006г.
Опубликован: 13/04/2006г.,
Сайт ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ АВТОРА, открытой для всех посетителей.
Убедительная просьба сообщать о всех замеченных ошибках, некорректных формулировках.
Книги «Основы милогии», «Милогия» могут быть высланы в Ваш адрес наложенным платежом,
URL1: www. milogiya2007.ru e-mail: milogiya@narod.ru
Архив 2001 г:URL1: www.newnauka.narod.ru Архив 2006 г: URL1: www. milogiya. narod.ru