Гос.регулирование
 
 М.И. Беляев, 1999-2007 г,©Вверх

Глава 24. Государственное регулирование рыночных структур
1. Регулирование монополий Естественные монополии
К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользования», — коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др.
Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (так как значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что как раз соответствует одному эффективному производителю в отрасли.
Рассмотрим теперь «плюсы» и «минусы» в связи с существованием сфер деятельности, где количество эффективных предприятие! равно единице (отрасль естественной монополии):
+
-
1. Возможность максимально использовать эффект от масштаба
производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции.
1. Возможность определять уровень продажной цены, создавать
искушение перекладывания издержек в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя.
2. Возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне.
3. Возможность использования
достижений научно-технического
прогресса.
2. Возможность блокировать технический прогресс.
3. Возможность «экономить» за
счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг.
4. Возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги.
4. Возможность принимать форму
административного диктата, под-
меняющего экономический механизм.

5. Возможность замены рыночного
механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволяет сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.
Очевидно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Однозначно определить, что перевешивает — «плюсы» или «минусы» — очень сложно.
Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности и зависимости от естественных монополистов. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает.
Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом — регулированием естественной монополии.
2. Регулирование монополий в России
В России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:
  • естественные монополии;
  • разрешенные монополии;
  • временные монополии.
Естественные монополии в нашей стране определяются по двум признакам:
а) фирмы, производящие блага, которые невозможно импортировать из-за рубежа;
б)фирмы, действующие на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения производителей экономически неэффективно.
Разрешенными монополиями считаются отрасли и фирмы, которые обеспечивают нужды государства в обороне и безопасности или производящие специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.
Временными монополиями признаются отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.
Именно временные и естественные монополии стали предметом особого внимания Антимонопольного комитета РФ и правительства в целом. Хозяйственная практика показывает, что как раз такие отрасли и фирмы влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно.
Способы борьбы с естественными монополиями:
  • 1. Установление фирмам перечня потребителей, которых они обязаны обслуживать;
  • 2. Внешнее установление уровня и структуры цен;
  • 3. Внешнее регулирование и создание плана инвестирования в расширение производства.
То есть в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, а на смену ей приходит государственное экономическое управление.
Для ослабления власти над рынком временных монополий государство может осуществлять следующие меры:
  • 1. Запретить формирование финансово-промышленных групп, способных захватить доминирующее положение на местных товарных рынках;
  • 2. Запретить уже существующим финансово-промышленным группам включать в свой состав фирмы, которые занимают доминирующее положение на местных товарных рынках;
  • 3. Поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование монополиста;
  • 4. Проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;
  • 5. Поощрять создание новых малых фирм, если это позволит снизить монополизацию рынка.
3. Количественные методы оценки структуры рынка
При анализе структуры рынка часто используются количественные методы ее оценки. Рассмотрим несколько наиболее известных из них.
3.1. Пороговая доля рынка
Российским законодательством установлен простейший количественный критерий для отнесения того или иного предприятия к категории предприятий-монополистов или занимающих доминирующее положение на рынке -превышение пороговой доли на данном торговом рынке. В настоящее время она определена в 35%. Превышающие эту долю предприятия включаются в Государственный реестр предприятий-монополистов.
Подобный подход имел место в Великобритании в начале осуществления в стране антимонопольной политики.
Первым антимонопольным законом 1948 г. предписывалось информировать Комиссию по монополиям и слияниям о всех случаях, когда доля одной фирмы (единичная монополия) или группа совместно действующих фирм ограничивает конкуренцию, захватывая не менее трети общего объема данного товарного рынка. Законом 1973 г. порог был снижен до 25%.
Правда, использование этого критерия в английской практике существенно отличалось от его использования в российской:
пороговой уровень (треть или 25% рынка) применялся, прежде всего, для контроля над ограничительной политикой, проводимой группой независимых фирм. Именно факты такого поведения подлежали регистрации с последующим рассмотрением в специальном суде (Restrictive Practice Court). Единичные же фирмы с более высокой, чем пороговая, долей рынка ни в какой реестр не включались, в каждом конкретном случае их ограничивающее конкуренцию поведение (и только оно) расследовалось отдельно, на что уходило нередко несколько лет.
25%-ная пороговая доля рынка действовала не только в отношении продавцов, но и в отношении покупателей данного товара, тогда как по российскому законодательству 35%-ный порог применяется лишь к продавцу (производителю).
В настоящее время российским законодательством пороговая доля рынка для доминирующего предприятия ограничена 25%.
3.2. Индекс концентрации
Пороговая доля рынка как характеристика рыночной структуры имеет тот недостаток, что она применяется (особенно в ее отечественной интерпретации) к отдельному предприятию и по сути не дает характеристики структуры рынка данного товара в целом. Этого недостатка до определенной степени лишен индекс концентрации (CR), характеризующий долю нескольких, скажем, 3, 4, 8, 12 крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Считается, что если индекс концентрации приближается к 100, то рынок характеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим выше нуля, то его можно рассматривать как конкурентный:
Индекс концентрации для т крупнейших из общего числа п компаний, выпускающих данный товар, рассчитывается как сумма ш рыночных долей (Ц) этих компаний:
Индекс концентрации давно применялся экономистами для исследования структуры рынка, а в период 1968—1982 гг. расчет такого индекса для четырех крупнейших компаний в различных отраслях использовался Министерством юстиции США как ориентир при оценке допустимости (или недопустимости) слияний. Следует заметить, что в Статистических ежегодниках США регулярно публиковались данные о доле 4, 8, 50 и 100 крупнейших компаний в производстве важнейших видов продукции. Индекс концентрации не учитывает, однако, особенностей рыночной структуры «на окраине» отрасли. Так, по данным цензов, в 70-х гг. в производстве сигарет в США помимо четырех крупнейших фирм имелось еще девять компаний, тогда как в производстве авиационных двигателей и деталей к ним 185 фирм дополняли четверку крупнейших. При этом индекс концентрации в обеих отраслях был одинаков (80%), хотя рыночная ситуация в них, очевидно, различна. Более того, индекс концентрации вуалирует различия и в самом «ядре» рынка. Представим две отрасли с одинаковым индексом концентрации — 80. Но в одной «ядро» представлено четырьмя фирмами, контролирующими каждая по 20% рынка, а в другой «ядро» представлено четырьмя фирмами, контролирующими соответственно 55, 20, 4 и 1% рынка, т. е. имеет место явное доминирование ведущей фирмы.
При расчете индекса концентрации не учитывается доля рынка, покрываемая за счет импорта, и рассчитывается он лишь для отечественных поставщиков.
Тем не менее, этот индекс остается приемлемым грубым индикатором, характеризующим наличие (или отсутствие) в отрасли небольшого числа доминирующих фирм, что отличает олигополию от совершенной и монополистической конкуренции. Так, в американском машиностроении, где функционирует около 16 тыс. самостоятельных фирм, индекс концентрации по четырем фирмам составляет лишь 2%. Это самый низкий отраслевой индекс. В этой отрасли рынок характеризуется монополистической конкуренцией.
3.3.Индекс Херфиндаля-Хиршмана
Недостатки, присущие индексу концентрации, критика его использования при проведении антимонопольной политики привели к тому, что в июне 1982 г. Департамент
юстиции США официально отказался от этого показателя и принял в качестве главной характеристики структуры рынка так называемый индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH).
IHH можно рассматривать также как показатель концентрации, однако он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими компаниями, а распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка.
IHH рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме:
Максимальное значение, которое может принимать IHH, соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одной фирмой. В этом случае он будет равен 10000.
С 1982 г. индекс Херфиндаля-Хиршмана стал основным ориентиром антимонопольной политики в США в отношении оценки допустимости разного рода слияний. Он используется для классификации слияний в три крупные группы в зависимости от значения IHH:
ШН меньше 1000. Рынок оценивается как неконцентрированный, и слияние, как правило, беспрепятственно допускается.
ШН больше 1000, но меньше 1800. Рынок рассматривается как умеренно концентрированный, однако уровень IHH выше 1400 может потребовать дополнительной проверки целесообразности слияния со стороны Департамента юстиции. Во всяком случае, такой уровень индекса (1400) вызывает тревогу и рассматривается как некий предупредительный сигнал.
3. Если Ш. Н. превышает 1800, рынок считается высококонцентрированным. В отношении слияний в этом интервале значений (1800−10000) действуют две нормы. Если в результате слияния IHH увеличивается не более чем на 50 пунктов, слияние обычно разрешается. Если же он увеличивается более чем на 100 пунктов, слияние запрещается. Рост IHH на 51−99 пунктов становится, как правило, основанием для дополнительной проверки целесообразности слияния.
Для точного расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана, очевидно, необходимо знать рыночные доли всех производителей данного товара, что при большом их числе не всегда возможно.
3.3. Индекс Линда
В странах ЕС для анализа рыночных структур широко используется индекс, предложенный сотрудником Комиссии Е. С. в Брюсселе — Ремо Линда. Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких m крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на «окраине» рынка. Однако в отличие от индекса концентрации он ориентирован на учет различий в «ядре» рынка.
Пронумеруем рыночные доли отдельных фирм в порядке их убывания. Тогда индекс Линда (IL) для двух
крупнейших фирм будет равен процентному отношению их рыночных долей:
I L = (k1 / k2) * 100%
Однако самым сложным при анализе рыночных структур является не выбор индекса, а определение границ рынка в пространстве товаров. Следует ли ограничить рынок лишь определенной маркой товара, включить ли в него и Другие его марки, или расширить границы рынка, включив в него все взаимозаменяемые товары, — вот вопросы, которые приходится решать антимонопольным службам всех стран.
Обычно рекомендуется начинать с изучения рынка данного товара, затем принять во внимание наличие товаров-заменителей, затем расширить анализ, включив в него заменители этих заменителей, и т. д., до тех пор пока не появится определенный разрыв в отношениях заменяемости. Этот разрыв и образует границы рынка. Количественной характеристикой, мерой заменяемости (субституции) является коэффициент перекрестной эластичности. Как вы помните, если некоторое повышение (снижение) цены одного товара вызывает увеличение (снижение) объема спроса на другой товар, то такие товары являются взаимозаменяемыми.
Следовательно, можно попытаться определить, на какие товары и на сколько процентов вырастет (или снизится) спрос при повышении (или снижении) цены блага. Таким образом, определяется круг взаимозаменяемых товаров и степень их заменяемости (субституции). Установив определенный пороговый уровень изменения спроса, можно наметить, по крайней мере, ориентировочно, границы исследуемого рынка.
РЕЗЮМЕ
В России монополии определяются по трем типам:
  • Естественные
  • Разрешенные
  • Временные
Присутствие монополиста на рынке может существенно пошатнуть общее экономическое равновесие. Монополист, захватывая рыночную власть, диктует всему рынку свои условия, не допускает на рынок других производителей и т. д.
Для того, чтобы контролировать возникновение на рынке монополий или их деятельность Антимонопольный комитет РФ может использовать следующие способы количественной оценки рынка:
  • Пороговая доля рынка — если фирма захватывает долю рынка, которая превышает пороговую, то говорим о присутствии на рынке монополии.
  • Индекс концентрации — чем он ближе он к стопроцентной отметке, тем более вероятно присутствие монополиста.
  • Индекс Херфиндаля-Хиршмана — используется для оценки целесообразности слияния компаний (предотвращение возникновения монополий).
  • Индекс Линда — один из вариантов индекса концентрации, используемый в странах ЕС.
Безусловно, все эти количественные методы оценки рынка позволяют взглянуть на рынок только с одной из сторон, и желательно при изучении рынка с целью его дальнейшего регулирования имеет смысл учитывать и многие другие факторы. Например, взаимозаменяемость благ на рынке, где подозревается присутствие монополии.
Во всем мире еще в начале 20 века осознали опасность появления и создания монополий, поэтому одной из задач каждого современного государства является снижение вероятности рождения монополий и контроль за их деятельностью.
© Беляев М. И., «МИЛОГИЯ», 1999-2006г.
Опубликован: 13/04/2006г.,
Сайт ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ АВТОРА, открытой для всех посетителей.
Убедительная просьба сообщать о всех замеченных ошибках, некорректных формулировках.
Книги «Основы милогии», «Милогия» могут быть высланы в Ваш адрес наложенным платежом,
URL1: www. milogiya2007.ru e-mail: milogiya@narod.ru
Архив 2001 г:URL1: www.newnauka.narod.ru Архив 2006 г: URL1: www. milogiya. narod.ru