Рынок капитала
 
 М.И. Беляев, 1999-2007 г,©Вверх

Глава 27. Рынок капитала
И рынок заемных средств
1. Рынок капитала
Рынок капитала — рынок, на котором продаются и приобретаются инвестиционные ресурсы.
Капитал можно, прежде всего, разделить на (физический) материально-вещественный и невещественный.
Невещественный (незримый) капитал — знания, умения и информация, которые могут быть использованы для производства благ и их продажи (патенты, лицензии, авторские права, человеческие навыки, торговая марка и пр.)
Невещественный капитал иначе называется человеческим и, по сути своей, он является разновидностью трудовых ресурсов. Поэтому под капиталом как таковым обычно подразумевают материальный — физический капитал.
Физический (материально-вещественный) капитал — здания, сооружения, машины, сырье и т.п. |
Физический капитал разделяется на основной капитал и оборотный. Основной капитал служит в течение нескольких лет и подлежит замене только в случае износа или негодности, в которую может прийти со временем.
Основой капитал включает в себя активы (то есть то, что может принести доход) длительного пользования (здания, сооружения, машины, оборудование). \
Оборотный капитал целиком расходуется в течение одного производственного цикла (от начала производства благ до выпуска готовой продукции). Оборотный капитал тратится на приобретение средств для каждого цикла: сырья, основных, вспомогательных материалов труда и т. п.
Капиталом являются и денежные средства, которыми обладает фирма или потребитель. Денежные средства, на которые потребитель, например, может приобрести необходимые блага для последующего потребления, а фирма — ресурсы для производства благ.
Деньги (или финансовый капитал) могут как находиться в собственности потребителя или фирмы, так и берутся взаймы, то есть представляют собой заемный капитал.
Заемный капитал (кредит) — денежные средства, которые могут быть предоставлены фирме (потребителю) в пользование на строго фиксированное время и под установленную в договоре займа плату
Примером займа для потребителя может быть потребительское кредитование, покупка в рассрочку. Принципиальное отличие заемного капитала состоит в том, что он непременно должен быть возвращен, причем с определенной платой за его предоставление и использование (процент).
Собственный капитал — денежные средства, предоставляемые фирме в обмен на право совладения ее имуществом и доходами, обычно не подлежат возврату и приносят доход, зависящий от итогов работы фирмы.
Владельцы капитала безвозвратно отдают свои средства для использования их в деятельности фирмы и при этом становятся вкладчиками или, например, совладельцами фирмы. Собственный капитал предоставляется фирме без ограничения сроков пользования и без фиксации платы, которую владелец капитала (вклада, инвестиций) хотел бы получить взамен.
Инвестиции — это увеличение запаса капитала фирмы.
Заемные средства и инвестиции играют ключевую роль в современном бизнесе: одни контрагенты рынка берут
распределении ролей в фирме подробнее смотрите в Теме «Производство (теория фирмы)».
денежные средства в займы и пускают их в оборот, чтобы получить прибыль, другие — дают в долг или инвестируют, чтобы в будущем получить больше (например, процент с этой прибыли). Благодаря вовремя вложенному финансовому капиталу запускается выгодное производство, строится бизнес. А на дальновидном инвестировании и кредитовании формируются новые финансовые капиталы. Как мы уже говорили ранее, деньги -- самый ликвидный ресурс60. А значит, и самый важный для предпринимателя, бизнеса, фирмы, потребителей.
Поэтому операции с финансовым капиталом — на рынке заемных средств — рассмотрим подробнее.
2. Поведение потребителя на рынке капитала
(межвременной выбор)
Аналогом собственного капитала фирмы для потребителя могут являться средства, которые находятся в собственности потребителя. Собственные средства для потребителя — это его доход. Человек может целиком потреблять свой доход или частично сберегать его, чтобы обеспечить свое будущее потребление. Такое поведение потребителя называется межвременным выбором.
Одни люди делают сбережения, помещая деньги под проценты в банк. Другие совершают покупки, пользуясь для их оплаты кредитом. Одни фирмы нуждаются в деньгах для осуществления выгодных проектов, и им требуются кредиты. У других — есть деньги, но нет возможности их немедленно потратить, и они предпочитают дать их в долг под проценты.
Предоставление и получение денег в долг — это основной тип сделок, совершаемых на рынке заемных средств. Этот рынок дает возможность потребителям и фирмам распределять во времени свои расходы наиболее выгодным для себя образом. Процессы на рынке заемных средств оказывают существенное влияние на распределение ресурсов, и, следовательно, на экономику в целом.
Люди, которые предпочитают сберегать денежные средства или, наоборот, использовать их исключительно для потребления в настоящем времени, сравнивают текущее потребление с будущим.
Сбережения — это остаток от доходов потребителя после оплаты расходов, связанных с текущим потреблением.
Поведение потребителя можно отобразить при помощи частного вида кривых безразличия — кривых временных предпочтений.
Кривые временных предпочтений характеризует набор решений человека о потреблении в настоящем или будущем.
.
В точке касания кривых временных предпочтений линии текущего потребления (ось абсцисс) сбережения равняются нулю, то есть все свои доходы человек тратит исключительно на потребление в настоящем времени. Точка 1 на первой кривой безразличия характеризует поведение потребителя, при котором он решает часть денежных средств сберечь, а не потреблять весь свой доход без остатка. Точка 2 иллюстрирует ситуацию, при которой потребитель сберегает еще больше. Но решение сберегать большую сумму дается ему труднее — это отражается в том, что кривая безразличия принимает крутой наклон (почти вертикальное положение).
Но ведь человек не просто так отказывается от текущего потребления. Он рассчитывает получить в будущем не ту сумму, от которой отказался в настоящем, а много больше, то есть те же деньги плюс вознаграждение (плата) за решимость отказаться от потребления в настоящем. Соответственно, чем больше потребитель жертвует, тем больше надеется получить в будущем. Степень «вознаграждения» за сбережения определяется размером ставки процента.
Ссудный процент — это цена, которая уплачивается собственнику капитала за использование I его денежных средств в течение определенного периода времени.
Потребитель отказывается от части своих средств и вкладывает деньги, например, в банк. Банк дает кредит фирме и со временем получает долг с платой за пользование капиталом (процентами) и возвращает деньги потребителю (также с процентами).
Однако потребитель не может сберегать бесконечное количество денежных средств. Его возможности определяются уровнем его межвременного бюджетного ограничения.
Межвременное бюджетное ограничение представляет собой тот размер сбережений, который может себе позволить потребитель, то есть разность между его доходом и текущим потреблением.
Межвременное бюджетное ограничение показывает возможность переключения текущего потребления на будущее. Угол наклона линии межвременного бюджетного ограничения характеризуется размером процентной ставки. Чем больше ставка ссудного процента, тем более крутой наклон у линии бюджетного ограничения и тем более высокий уровень сбережений может себе позволить данный потребитель.
Прямая линия на графике (сплошная) характеризует данный уровень межвременного бюджетного ограничения для данного потребителя. Точка 1 — точка касания кривой временных предпочтений и линии межвременного бюджетного ограничения при данной ставке ссудного процента. Эта точка является точкой межвременного равновесия. Если ставка процента возрастает, то линия бюджетного ограничения меняет свой наклон — и потребитель может решиться на больший объем сбережений, потому что получит при этом адекватное вознаграждение.
Если же ставка ссудного процента относительно невысока, то сберегать потребителю невыгодно. Зато выгодно брать в кредит, воспользоваться системой потребительского кредитования или выплат в рассрочку за товары, например, за бытовую технику или квартиру.
Таким образом, в зависимости от размера ставки процента образовывается две различных схемы отношения потребителя к текущему и будущему потреблению:
НАКОПЛЕНИЕ СРЕДСТВ
ЖИЗНЬ В КОМФОРТЕ
Срок жизни человека
НАКОПЛЕНИЕ СРЕДСТВ
ЖИЗНЬ В КОМФОРТЕ и
погашение долгов за
товары, купленные в
рассрочку
ЖИЗНЬ В КОМФОРТЕ
без долгов и обязательств
Необходимо отметить одну существенную особенность поведения потребителей на рынке заемных средств. На товарном рынке они выступают на стороне спроса, на рынках других факторов производства (труд, земля) — на стороне предложения. А на рынке капитала (заемных средств) одни потребители являются заемщиками, т. е. выступают на стороне спроса, другие — кредиторами (заимодавцами), то есть выступают на стороне предложения. Более того, один и тот же потребитель при низких значениях процентной ставки может предъявлять спрос на заемные средства (брать в кредит), а при высоких — выходить на рынок с предложением (сберегать).
3. Поведение фирмы на рынке заемных средств
Мотивы хозяйственного поведения на рынке капитала фирм и потребителей различны. Но и у тех, и у других поступление денег и возможности потратить их с пользой могут не совпадать во времени.
Поэтому их поведение на рынке заемных средств похоже: фирмы, как и потребители при низкой процентной
ставке склонны предъявлять спрос на кредиты, а при высокой — могут выйти на рынок с предложением.
Как и потребитель, фирма осуществляет планирование в двух основных временных периодах: будущем и настоящем.
Таким образом, поведение фирмы и потребителя на рынке заемных средств можно охарактеризовать следующей схемой:
Итак, и потребители и фирмы могут выступить и на стороне предложения и на стороне спроса. Каким образом тогда определяется равновесие на рынке капитала?
4. Равновесие на рынке заемных средств
Рынок заемных средств часто приводят как пример рынка, близкого к совершенно конкурентному. На рынке заемных средств:
множество продавцов и покупателей: каждый потребитель и каждая фирма может выступать и в той и в другой роли.
товар (деньги) можно считать однородным.
барьеров для входа на такой рынок и для ухода с него не существует.
нет также препятствий для распространения информации об условиях совершаемых сделок.
На конкурентных рынках функции рыночного спроса и рыночного предложения представляют собой соответственно сумму функций индивидуального спроса покупателей и индивидуального предложения продавцов. На рынке
заемных средств продавцы и покупатели не разделены: каждый субъект выступает в роли покупателя при процентной ставке, меньшей некоторого уровня г, и в роли продавца при процентной ставке больше некоторого уровня г. Величина г — это процентная ставка, при которой субъект переходит со стороны спроса на сторону предложения, она для каждого субъекта своя. Следовательно, различным значениям г соответствуют различные множества продавцов и различные множества покупателей. И если на других рынках равновесная цена не определяет, в какой роли выступает тот или иной субъект, а характеризует лишь объем спроса для каждого покупателя и объем предложения для каждого продавца, то на рынке заемных средств равновесная процентная ставка обуславливает для каждого субъекта и его роль, и индивидуальный объем спроса или предложения.
Но стоит заметить, что представление рынка заемных средства как совершенно конкурентного идеализированно.
Во-первых, потому что товар на реальном рынке заемных средств не является совершенно однородным: предоставление денег взаймы сопряжено с риском невозврата
долга, и уровень риска в различных сделках неодинаков. Соответственно, чем больше риск, тем больше должна быть и плата за пользование кредитом, т. е. процентная ставка.
Кроме того, на реальном рынке капитала продавцы и покупатели чаще всего не встречаются друг с другом. Сделки совершаются через посредников, роль которых выполняют банки и другие финансовые институты. При непосредственном контакте партнеров процент, под который один из них берет деньги в долг, в точности совпал бы с процентом, под который другой их дает. При сделке, совершаемой через посредника, партнеры оплачивают его услуги. Значит, посредник, предоставляющий кредит от своего имени, берет на себя значительную часть риска невозврата долга, и это дополнительно повышает цену его услуг.
РЕЗЮМЕ
Капитал, которым владеет фирма, прежде всего, можно разделить на физический и невещественный. Физический капитал, в свою очередь, разделяется на оборотный и основной. Финансовый капитал фирмы (деньги) также является физическим.
Отдельно имеет смысл рассматривать разделение финансового капитала фирмы на собственный и заемный. В собственный капитал фирмы средства инвестируются в обмен, например, на совладение или долю прибыли. Заемный капитал фирма берет в кредит под определенный ссудный процент.
Потребитель на рынке заемных средств выбирает между текущим потреблением и сбережением на будущее
(то есть хранением денег в банке по процент). Кроме того, потребители могут использовать систему кредитования для обеспечения текущего потребления. Поведение потребителя характеризуется линией межвременного бюджетного ограничения и кривыми временных предпочтений.
И фирма, и потребитель склонны вкладывать деньги куда-либо, если процентная ставка высока, и брать в кредит, если она снижается. И потребитель, и фирма в любой момент времени могут играть обе роли: и кредитора, и заемщика.
© Беляев М. И., «МИЛОГИЯ», 1999-2006г.
Опубликован: 13/04/2006г.,
Сайт ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ АВТОРА, открытой для всех посетителей.
Убедительная просьба сообщать о всех замеченных ошибках, некорректных формулировках.
Книги «Основы милогии», «Милогия» могут быть высланы в Ваш адрес наложенным платежом,
URL1: www. milogiya2007.ru e-mail: milogiya@narod.ru
Архив 2001 г:URL1: www.newnauka.narod.ru Архив 2006 г: URL1: www. milogiya. narod.ru