Т3.Спрос и Предложение
 
 М.И. Беляев, 1999-2007 г,©Вверх Механизмы равновесия Т4.Потребитель

Тема 3. Рыночное равновесие
Глава 8. Спрос и предложение.
1. Спрос.
1.1. Кривая спроса
Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы покупать покупатели, тем выше на него спрос (то есть мы «спрашиваем», запрашиваем то, в чем нуждаемся). То есть наблюдается обратная зависимость.
Закон спроса — обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса.
Эта зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая спроса (demand cuive — англ.) показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
По вертикальной оси мы откладываем величину цены (Р — price), а по горизонтальной — объем приобретаемого блага (Q — quantity).
На нашем графике точка, А характеризует повышение цены, а значит, уменьшение объема приобретаемого блага. Точка В — показывает понижение цены, а значит, увеличение количества приобретаемого блага.
1.2. Функция спроса
Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок определенной продукции в определенный момент времени. Подобная кривая — график, простейшая экономическая модель, как Вы помните. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде уравнение кривой спроса мы можем определить по формуле:
где Q — величина спроса (quantity of demand) или величины приобретаемого товара;
Р — цена (price).
f — показатель функциональной зависимости величины спроса от цены (function)
То есть если проговорить это уравнение словами, получится:
Величина спроса (или объем приобретаемого потребителями блага) зависит от размера цены на это благо.
Функция спроса (demand function — англ.) — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них, как Вы уже поняли из определения величины спроса, является цена на единицу блага в данный момент. Но существуют и так называемые неценовые факторы, из-за влияния которых меняется вид кривой спроса.
1.3 Сдвиги кривой спроса
Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Иными словами — это «движение» по кривой спроса (см. рисунок ниже). Однако на спрос влияют не только цены, но и иные факторы:
  1. увеличение (или сокращение) доходов потребителя;
  2. изменение вкусов и предпочтений;
  3. ценовые и дефицитные ожидания;
  4. колебание расходов на рекламу;
  5. изменение цен товаров-заменителей или дополняющих товаров;
  6. рост (или уменьшение) количества покупателей и пр.
    Спрос является функцией всех этих факторов (то есть зависит от них):
где Q — спрос; Р — цена; I — доход (income); Z —  вкусы; W — ожидания (waiting); Psub — цена на товары-заменители (substitute); Pcom — цена на дополняющие товары (complement); N — количество покупателей; В — прочие факторы.
Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево, то есть при тех же ценах количество покупок может увеличиваться или уменьшаться.
Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D1. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D2.
Рост цены товара, который замещает данный товар, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на молочный шоколад производства одной фирмы может переключить часть спроса на похожий шоколад другой фирмы, вследствие чего цена его тоже начнет расти. Итак, рост цен на продукт одной фирмы привел к росту спроса на похожий товар другой фирмы. То есть при условии товаров-заменителей между ценой на один из них существует прямая зависимость. И, наоборот, повышение цен на взаимодополняемое благо сокращает спрос на него, например, рост цены на компьютер приводит к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж компьютеров будет падение спроса на дополняющие товары: например, мониторы, падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы то, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Рассмотрим приведенные примеры связей на схеме:
В нашем примере рост цен на компьютеры привел к падению спроса на мониторы.
Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Поясним это на примере. Допустим, у нас имеются два покупателя - покупатель 1 и покупатель 2, индивидуальные функции спроса которых D1 и D 2 (см. рисунок ниже). Тогда совокупный спрос может быть определен путем сложения кривых спроса обоих покупателей:
В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т. д.
На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.
Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса и, наоборот. Чем ниже Цена, тем выше величина. Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию спроса.
2. Предложение.
2.1. Кривая предложения
Что ж, мы с Вами поговорили о поведении потребителя на рынке и о характеризующей это поведение функции спроса. Потребитель — один экономический агент сделки. А с другой стороны — продавец (или производитель) товара, который предлагает товар по определенной цене. То есть теперь мы подробно изучим предложение.
Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения (law of supply). Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически:
Например, точка, А характеризует ситуацию, когда при понижении цены производитель будет предлагать меньше товара, а точка В — наоборот, при повышении цены — больше предлагается товара. Принято откладывать цену по вертикальной оси, а зависимую переменную — объем продажи (предложение) по горизонтальной оси.
Кривая предложения (supply curve) показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
То есть фактически кривая предложения характеризует зависимость величины предложения (объема продаваемых благ) от цены. Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует уровень цен и объем продаж блага в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.
В общем виде функция предложения имеет вид:
Qs = f (P)
где Qs — величина предложения (quantity of supply) или объем продаваемого товара; Р — цена.
2.2. Сдвиг кривой предложения
Как мы уже выяснили, важнейшим фактором, влияющим на величину предложения, является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения. В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы:
  1. цены факторов производства (ресурсов);
  2. технология;
  3. ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;
  4. размер налогов и субсидий;
  5. количество продавцов и пр.
Величина предложения является функцией всех этих факторов:
Где Рг — цены ресурсов, К — характер применяемой технологии, Т — налоги и субсидии, N — количество продавцов, В — прочие факторы.
например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S 1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S положение S 2 (см. рисунок выше).
Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения.
Сдвиг кривой предложения влево или; вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию предложения.
3. Спрос и предложение. Динамические модели предложения
Давайте же рассмотрим взаимодействие потребителей и производителей на рынке. Изобразим это в виде модели пересечения графиков спроса и предложения.
Для понимания функции предложения большое значение имеет фактор времени (то есть мы с Вами сейчас изучим предложение в виде динамической модели). Обычно различают краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В краткосрочном периоде все факторы производства постоянны (то есть их количество и состояние не меняется — просто ничего не успевает измениться), в среднесрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).
В условиях краткосрочного рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рисунок 1).
В условиях среднесрочного периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рисунок 2).
В условиях длительного (долгосрочного) периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (рисунок 3).
4. Равновесие на рынке
В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют сопоставлению цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса предложения. Как мы с Вами уже говорили: рано или поздно потребители и продавцы в условиях рыночной экономики «договариваются» об определенной цене продажи-покупки. И устанавливается удовлетворяющая обе стороны — рыночная или равновесная цена. До следующего изменения условий, влияющих на спрос или предложение, или на оба явления вместе. Но условия равновесия в рыночной экономике рассмотрим уже на следующем занятии. А на этом поясним ситуации, когда равновесие на рынке недостижимо и рыночную равновесную цену невозможно определить.
В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (см. рисунок ниже), а объем предложения не соответствовать объему спроса:
В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям не выгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.
Согласие продавцов и покупателей на рынке о покупке-продаже определенного количества товара за определенную цену будет определять равновесие на рынке. Однако может быть никогда не достигнуто, если цена предложения существенно превышает возможные цены спроса, или объем спроса существенно ниже объема производства: блага для производителей.
РЕЗЮМЕ
На этом занятии мы определили поведение потребителей и производителей через функции спроса и предложения. Закон спроса гласит: чем ниже цена на товар, тем выше спрос на него и наоборот.
Кривая спроса характеризует состояние цен и объема покупок определенной продукции в определенный момент времени. Эта кривая изображается в виде графика, который имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения. Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически в виде кривой предложения, которая имеет положительный наклон.
Сдвиг кривой спроса вызывается изменением одного из неценовых факторов, от которых он зависит: увеличение (или сокращение) доходов потребителя: изменение вкусов и предпочтений потребителей, ценовые и дефицитные ожидания потребителей, колебание расходов на рекламу, изменение цен товаров-заменителей или товаров-комплементов и т. д.
Сдвиг кривой предложения также вызывается изменениями факторов, влияющих на предложение: цены ресурсов, совершенствование технологий производства, размер налогов и субсидий и т. д.
В зависимости от того, какой рыночный период (краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный) мы изучаем, кривая предложения может иметь разный вид: от вертикального (когда производители просто не успевают отреагировать на изменения цен) до горизонтального.
Равновесие на рынке достигается пересечением кривых спроса и предложения. Мы рассмотрели варианты, когда равновесие на рынке невозможно:
1) когда минимальная цена предложения выше максимальной цены спроса или
2) когда обьем предложения не соответствует объему спроса.
В дальнейшем мы будем подробнее рассматривать достижение равновесия на рынке, а также изменение наклона кривых спроса и предложения

© Беляев М. И., «МИЛОГИЯ», 1999-2006г.
Опубликован: 13/04/2006г.,
Сайт ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ АВТОРА, открытой для всех посетителей.
Убедительная просьба сообщать о всех замеченных ошибках, некорректных формулировках.
Книги «Основы милогии», «Милогия» могут быть высланы в Ваш адрес наложенным платежом,
URL1: www. milogiya2007.ru e-mail: milogiya@narod.ru
Архив 2001 г:URL1: www.newnauka.narod.ru Архив 2006 г: URL1: www. milogiya. narod.ru