Т1.История экономики
 
 М.И. Беляев, 1999-2007 г,©Вверх Микро-глоссарий Экономические модели Т2.Определения Микроэкономика

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ
Страницы, приведенные ниже, содержат некоторый базисный уровень элементарных знаний о микроэкономике.
Альтернативный уровень изложения курса микроэкономики приведен на страницах, начинающихся со страницы
«Микроэкономика», ссылка на которую приведена на данной странице.
Глава 1. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ
1.Античность
Как Вы уже знаете, сам термин ввел и использовал древнегреческий мыслитель Ксенофонт. Этот  же термин широко использовал Аристотель. Он проанализировал экономические явления и сделал попытку выявить их ос­новные закономерности. С его исследований и рассуждений берет свое начало теория стоимости, которую мы будем рассматривать позже. Все теории Древнего мира, как правило, универсальны, очень взаимосвязаны и пропущены через призму философского мировоззрения. Так для Аристотеля понятия экономики и этики были неразделимы, поэтому он, например, рассматривал вопрос «справедливой» цены, а накопление богатства как цель воспринимал крайне отрицательно.
Первое упоминание термина «экономика» — мыслитель Ксенофонт.
Древнеримские ученые пошли дальше и отделили по­нятие экономики, сформировав для него более четкие рамки и ограничения. Они подробно и детально рассматривали рабовладельческий строй и присущее ему хозяйство. Марк Катон, например, вводил критерии выбора земли и давал рекомендации по организации подневольного труда. А. Ю. Колумелла впервые поставил задачу поиска интенсивного пути развития хозяйства,
Экстенсивный путь развития — направлен на количественное увеличение в целях достижения необходимого результата; интенсивный путь развития — направлен не на количественное, а на качественное улучшение, дает самую высокую производительность.
а также говорил о стимулировании рабов на труд.
Для античной эпохи характерны поиски идеальной структуры государства (а соответственно, и экономики) и попытка выделения экономики как самостоятельной науки (ведь вы помните, что в эпоху античности все науки были тесно связаны с философией: и математика, и искусство, и логика и многие другие, в том числе, и экономика).
2. Средневековье
Меняется историческая ситуация, меняется мировоззрение, но наука все еще зависима от философии и, безусловно, опирается на труды античных мыслителей.
Аристотель ввел понятие «естественного хозяйства», цель существования которого направлено на благо дома и государства, а не на бессмысленное и бесконечное личное обогащение. Эта идея близка теософскому средневековью.
(Теософия (от «тео» — Бог) — это философия, основанная на религиозных (христианских) постулатах).
Экономика и этика в эпоху средневековья — неразделимые понятия.
Фома Аквинский развил идею Аристотеля о том, что обогащение не может быть целью человека, и разделил богатство на две части: естественную (натуральное богатство) и искусственную (драгоценные металлы). Сама идеология христианства, господствовавшего мировоззрения во времена средневековья, подразумевает подчинение всех интересов человека (в том числе и экономических) главному делу его жизни — спасению души. Значит, стремление к обогащению — это грех. Экономика и этика все еще связаны друг с другом. И, например, ростовщичество с точки зрения христианской этики строго осуждалось.
Ростовщики - это люди, которые давали в долг денежные суммы под определенный процент и таким образом обогащались.
В средневековье вопрос справедливой цены включал в себя две точки зрения:
справедлива та цена, которая обеспечивает равнозначность обмена;
справедлива та цена, которая обеспечивает людям благосостояние, которое соответствует их сословию (этим обосновывалось право светских властей устанавливать и регулировать цены).
3. Первые экономические школы
Меркантилисты
До наступления эпохи капитализма экономические исследования принимали прикладной и случайный характер. Они не были систематическими и касались в целом изучения практического аспекта вопроса — хозяйственной деятельности. Очень редко выдвигались гипотезы об общих закономерностях экономических явлений и процессов. К тому же, подобные разработки, как правило, явля­лись лишь частью работ, посвященных исследованию общих проблем функционирования общества, в частности религиозных, политических, нравственных, так как экономи­ка носила натуральный характер с незначительными эле­ментами товарно-денежных отношений.
В корне меняются обстоятельства развития экономи­ческой мысли с началом развития капиталистических эко­номических отношений. Новое учение в истории экономической мысли появляется на рубеже 15−16 вв. н. э., в эпоху великих географических открытий. Исторически и логически изначально капитал выступает в форме торгового и денежного капитала. Открытие новых территорий и захват колоний ускорили процесс формирования национальных торгово-денежных капиталов, что в свою очередь привлекло внимание к исследованию закономерностей в сфере торгово-денежного обращения. Возникла первая в истории экономической мысли школа — меркантилизм.
Меркантилизм — первая сформировавшаяся школа экономической мысли.
Слово меркантилизм образовано от английского «merchant» — то есть купец, торговец. Теоретики этой школы (меркантилисты) утверждали, что нация будет тем богаче и благополучнее, чем больше она имеет золота и серебра (драгоценных металлов). Обратите внимание, в самой основе экономического мышления происходит поворот на сто восемьдесят градусов. И если мыслители античности и средневековья в своих рассуждениях не разделяли понятия экономики и этики, то в последующем экономика как наука получает новое развитие и новые направления.
В 1615 году был опубликован труд Антуана де Монкретъена «Трактат политической экономии», который фактически дал название новой науке — политическая экономия.
Вот некоторые из «лозунгов» меркантилистов:
деньги — это абсолютная форма богатства. производительным является только труд по добыче золота и серебра.
Из курсов истории и философии Вы узнаете, что школа — это направление в науке (или искусстве, например). У школы всегда есть родоначальники (то есть учителя), которые выразили ключевые выводы и сформировали определенные устои этого направления. И есть последователи (то есть ученики), которые эти принципы развивают и дополняют.
государство оказывает свое влияние на экономику.
превышение экспорта над импортом является показателем экономического благосостояния страны.
богатство порождается обменом.
Эпоха раннего капитализма: отделение экономики как самостоятельной науки. Появление; политической экономии.
Физиократы
Появление физиократизма (от физиос — природа, кратос — власть) — это своеобразная реакция на меркантилистскую политику: развития мануфактур при полном пренебрежении сельским хозяйством. Сами ученые-физиократы называли себя просто «экономистами».
Родоначальником школы физиократов является Ф. Кенэ (1694−1774 гг.). Он сформулировал саму суть физиократизма. Источником богатства физиократы считали сельское хозяйство.
Физиократы считали, что сельское хозяйство — единственная отрасль, которая создает богатство страны.
Экспорт — это продажа отечественной продукции за границу,
импорт — ввоз и продажа заграничной продукции.
Если величина экспорта превышает величину импорта — значит, наша страна больше продает своей продукции другим странам, чем покупает.
Кенэ отрицал основные выводы меркантилистов, которые утверждали, что богатство порождается обменом, и подчеркивал, что «покупки уравновешиваются с обеих сторон, их действие сводится к обмену ценности на равную ценность и обмен в действительности ничего не производит». Деньги он называл «бесполезным» богатством, приписывая им только посредническую роль в обмене, тем самым отрицая основополагающий тезис меркантилистов о том, что они являются основным богатством нации. По мнению физиократов, богатство создается только в земледелии.
Физиократами было сформулировано учение о «чистом продукте». Под чистым продуктом понимался избыток продукции, полученной в земледелии (и только в земледелии!). Исходя из своих представлений о чистом продукте, физиократы любой труд представляли как производительный или непроизводительный, в зависимости от того, что являлось продуктом этого труда. И если меркантилисты считали производительным труд по добыче драгоценных металлов (золота и серебра), то для физиократов — это, конечно, труд в сельском хозяйстве.
Кенэ был первым, кто разделил общество на классы с точки зрения экономического критерия — производительности труда:
• класс производительный (все, кто занятые в сельс­ком хозяйстве, то есть те, кто непосредственно производит богатство и способствует его умножению);
Под избытком понимается превышение произведенной продукции над затратами на производство. О затратах (издержках) мы с Вами поговорим позже, когда будем изучать деятельность и существование фирмы.
класс бесплодный (все, занятые в промышленности, то есть те, кто ни каким образом не участвует в создании настоящего богатства);
класс собственников (все, получающие чистый про­дукт, созданный в земледелии, т. е. ренту8, то есть те, кто в создании истинного богатства участвует лишь косвенно).
Франсуа Кенэ заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, соз дав первую макроэкономическую модель, основой которой было разделение общества на три: класса.
Классическая экономическая теория
Первыми «классиком» политической экономии по праву считается Уильям Петти.
Он попытался свести стоимость к труду и тем самым приблизился к формированию трудовой теории стоимости, которая искала источник богатства в сфере производства.
Адам Смит (1723−1790) определил условия производства и накопления богатства. Основа его теории — мысль о «неуравнителъном равенстве». По Смиту: уникальность каждого человека, его способности и навыки являются значимыми и ценятся, но достоинству только благодаря обмену и торговле. Односторонность и ограниченность становятся преимуществом, потому что развиваются в специализацию. Ну, а специализация в свою очередь повышает производительность труда. Таким образом, люди становятся полноправными членами общества, дополняя друг друга благодаря своей специализации. Обмен в данном случае выполняет две основные функции:
объединяет людей в единое сообщество
развивает их потребности, содействуя их личностному развитию.
Решающее значение А. Смит (в своем сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов») придавал разделению труда как основному фактору повышения производительности.
Смит стремился максимально достоверно объяснить и описать экономику капиталистического хозяйства. Он дал целых четыре (!) определения понятию стоимости. Противоречия, возникшие при этом, попробовал преодолеть Давид Рикардо (1772−1823). Он совершил попытку сформировать систему категорий политической экономии на основе трудовой теории стоимости. Правда, ему это удалось не вполне, потому что он стремился объять необъятное, воплотив в определении стоимости понятия и труда, и редкости, и сводя все проявления капиталистической действительности исключительно к определению стоимости трудом.
То есть то же усилие (приложение труда) производит больше продукции и она лучшего качества, потому что, специализируясь на производстве данного товара, человек оттачивает свое мастерство,
Заслуга Рикардо как ученого заключается в том, что он попытался (пусть и не совсем удачно) систематизировать реальность капиталистической экономики.
Марксистская теория
Конструктивная попытка рассмотреть капиталисти ское богатство с точки зрения пролетариата была предпринята Карлом Марксом (1818−1883) в девятнадцатом веке. Экономическая теория была разложена по полочкам как наука, изучающая производственные отношения через эволюцию общественных формаций.
В основе исследований К. Маркса утверждения Смита и Рикардо о том, что в основе стоимости всех товаров лежит количество труда, затраченное на их производство. Маркс определил, что товаром в условиях, когда работник отделен от средств производства, является не труд, а рабочая сила (способность к труду). Как и любой другой товар, она имеет стоимость и потребительную стоимость, где первая определяется стоимостью средств существования работника и его семьи, а потребительная стоимость заключается в способности рабочей силы создавать стоимость большую, чем она сама стоит. То есть в условиях обмена товаров естественно существование прибыли и ренты, которые являются не чем иным, как присвоением неоплаченного труда рабочего, по сути, эксплуататорскими доходами. Отсюда логично утверждение, что капитал есть накопленный неоплаченный труд наемных рабочих. Большое внимание Маркс уделял принципам распределения результатов неоплаченного труда рабочих (прибавочной стоимости) между различными классами капиталистов, анализу конкретных форм прибавочной стоимости: прибыли, проценту, ренте.
Важными достижениями Маркса были учение о двойственном характере труда и теория прибавочной стоимости. Маркс был последним экономистом, который придерживался трудовой теории стоимости.
© Беляев М. И., «МИЛОГИЯ», 1999-2006г.
Опубликован: 13/04/2006г.,
Сайт ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ АВТОРА, открытой для всех посетителей.
Убедительная просьба сообщать о всех замеченных ошибках, некорректных формулировках.
Книги «Основы милогии», «Милогия» могут быть высланы в Ваш адрес наложенным платежом,
URL1: www. milogiya2007.ru e-mail: milogiya@narod.ru
Архив 2001 г:URL1: www.newnauka.narod.ru Архив 2006 г: URL1: www. milogiya. narod.ru