О сетевом разуме
 
 М.И. Беляев, 1999-2007 г,©Вверх

О СЕТЕВОМ РАЗУМЕ
или глобальном искусственном интеллекте
1.ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК
Известно, что в физиологической основе обучения лежат природные инстинкты подражания младших старшим. Во многих случаях можно даже говорить о хотя и несознательном, но целенаправленном выделении образовательной фазы в процессе развития индивидуума, например, в форме обучающих игр, при непосредственном взаимодействии, прямом контакте Учителя с Учеником. При этом, обучение как бы совмещается с воспитанием.Цель любого образовательного процесса должна содействовать эволюции человека в позитивном направлении, от бессознательного к сознательному, но не наоборот, хотя именно последнее чаще всего и реализуется на практике создания различных социальных, и сетевых технологий.
На всем протяжении своей жизни процессы образования человека, при использовании традиционных технологий, осуществлялись при непосредственном контакте Учителя с Учеником, или с группой учеников.
Когда человечество изобрело письменность, произошло событие, которое можно назвать «первородным грехом» образования. Люди получили принципиальную возможность передавать познания вне зависимости от персонифицированного их носителя, вне зависимости от конкретного учителя. Так были созданы предпосылки разрыва непосредственного, так сказать, физического контакта между обучаемым и обучающим.
Реализация книгопечатания смогла сделать доступ к знаниям, минуя Учителя. Медленно, но неуклонно набирают набирать силы методы заочного и дистанционного обучения (обучения, преимущественно без воспитания, причем в отрыве Учителя от учеников). Сетевые технологии, дистанционные методы образования (обучения и воспитания) могут окончательно оторвать Учителя от Ученика. По аналогии с энтропией Разума, можно сказать, что процессы разграничения обучения и воспитания способствуют повышению энтропии образования.
Образование есть процесс синтеза обучения и воспитания. Поэтому сетевые технологии, дистанционные методы образования (обучения и воспитания) нуждаются в механизмах, которые могут в какой-то мере устранить этот разрыв в образовании.
Очные методы эту проблему еще как-то решали, индивидуально ли, коллективно ли, при непосредственном и повседневном контакте Учителя и Ученика. Прямой контакт между обучаемым и обучающим естественным образом способствует доминированию в воспитательном процессе консервативного начала. Это, как правило, хорошо, так как образование, по самому смыслу своему призванное приготовлять молодых людей к ожидающей их жизни, должно вооружать своих питомцев всем накопленным ранее знанием. Здесь важно заложить в учеников цель образования. Индивидуальные методы обучения, при индивидуальных методах воспитания позволяют боле эффективно формировать у Учеников жизненную концепцию — цель образования. Так образование можно назвать позитивным, ибо оно будет способствовать уменьшению энтропии образования.
Вместе с тем, очевидна опасность того, что при регулярном, практически ставшем рутинным образовании подрастающего поколения педагогически наиболее надежное и эффективное непосредственное взаимодействие воспитанников с воспитателем может приводить и часто приводит к прямо противоположному результату. Другими словами, выбор не тех методов воспитания приводят к негативному образованию.
Социальные технологии образования вместо цели способствующей уменьшению энтропии образования, могут служить цели прямо противоположной — увеличению энтропии образования. Естественно, что подобные издержки будут «лить воду» на повышение уровня энтропии разума, и способствовать, тем самым, способствовать его самоуничтожению.
Имеется и объективный критерий оценки результативности этих образовательных технологий. Если 2/3 обучаемых (принцип самодостаточности) в процессе обучения получают позитивное образование (доминирует объективное ОБРАЗование), то тот или иной метод получения образования можно считать позитивным. Способствующим цели образования -уменьшения энтропии. Если же самодостаточными будут процессы негативные, т. е. доминируют процессы неадекватного отражения Образа (Подобие Образа), то такие технологии образования следует считать негативными.
Особую актуальность проблемы образования приобретают в современном мире, т. к. потребность в получении образования приобретает все более массовый характер. Но от качества образования, как оказывается, зависит не только личная судьба того или иного индивидуума. От этого зависит и судьба всего планетарного Разума. Такова настоящая цена образования и она предъявляет, прежде всего, особые требования к Учителям.
В статье доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента Международной академии гуманизации С.В.Дмитриева «Смыслопорождающие механизмы деятельностного сознания личности творца» раскрываются важнейшие проблемы формирования личности, ее творческого развития. С.В. Дмитриев пишет:
«Полагают, что личность становится творческой в процессе образования, обучения и воспитания — достаточно обучить человека методам эвристической, инновационной, новаторской деятельности. Однако следует иметь в виду, что существуют творческие личности и творцы. Здесь зафиксирован парадокс творческого самосознания. Личность, решающая проблему творческими методами, — творческая, но не всегда является творцом. „Я-сознающее“» не творит. «Я-понимающее» не творит. «Я-рефлексирующее» не творит. Творит другое «Я», которое находится в так называемом «диалоговом поле интерсубъективности», возникающем в предельно широкой социокультурной системе «Я и Мир». Одни авторы называют его «супер-Я», другие — «сверхсознанием», третьи — социокультурными посредниками (медиаторами) между «Я» и «Другим Я». Такими посредниками в самосознании личности могут оказаться и «Я другого человека» (диалог как сотворчество с другим), и социокультурные мировоззренческие универсалии (самосознание людей, объективированное в социокультурных продуктах деятельности)».
Я искренне благодарен за эту статью А. Д. Богданову, любезно высланную по электронной почте. В этой статье С. В. Дмитриев приводит чрезвычайно интересную схему взаимодействия между педагогом и студентом. которая органически включает в себя и внешнюю среду.

Из смысла понятия взаимоотношения Ученика с Учителем можно заключить. что образование является процессом, в результате которого Ученик трансформируется в свою противоположность — в Учителя. Конечно же, при этом речь не идет о физической трансформации. Взаимодействие Ученика и Учителя формируют исходную монаду, которая и решат успех ОБРАЗования Ученика, ПО ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ. Каков ОБРАЗ, таково и ПОДОБИЕ.
Теперь, определив исходную монаду и используя информацию, приведенную на схеме. можно определить и Единый закон сохранения исходной монады в процессе трансформации Ученика в Учителя.
Закон сохранения исходной монады (между ОБРАЗОМ и ПОДОБИЕМ) мы изобразили с использованием монады Ян и Инь. Данный закон наглядно показывает как свойства Ученика (1) трансформируются в свойства Учителя (8).
Теперь, не вдаваясь в детали взаимодействия, определим смысл остальных вершин этого закона эволюции Ученика в Учителя. применительно к схеме С. В. Дмитриева.
  • 2-образовательное пространство социума и профессиональная сфера деятельности,
  • 3-обучающая среда с функциями системно организованного процесса рефлексивного поиска предметно-ориентированных и технологических знаний,
  • 4-самообразование личности как формирование духовно-интеллектуальных и психофизических способностей, культуры мышления и деятельности,
  • 5—  формирование предметного мира профессионала,
  • 6-формирование предметной среды деятельности специалиста,
  • 7-формирование профессионала (синтез предметного мира и среды деятельности).
Какие свойства специалиста, и в какой последовательности следует формировать у Ученика? На этот вопрос дает ответ данный закон.
Если отношения между Учеником и Учителем будут антагонистические, или Учитель будет выполнять роль педагога, которому чужды интересы Ученика, то такие взаимоотношения не будут гармоническими. Поэтому они могут отражать свойства дуадного семейства «частиц», отражающих взаимоотношения между Учеником и Учителем.
Эти «частицы», отражающие План Образования Ученика, будет характеризоваться следующими свойствами
<1,2>,<2,3>,<3,4>,<4,5>,<5,6>,<7,8>.
Эта последовательность вершин легко поддается осмыслению
  • <1,2>-установление контакта Учителя с Учеником (формирование исходной монады).
  • <2,3>-формирование обучающего пространства и пространственной среды,
  • <3,4>-формирование обучающего пространства с целью создания условий для самообразования Ученика,
  • <4,5>-синтез самообразования с предметным миром профессионала,
  • <5,6>-синтез предметного мира с предметной средой профессионала,
  • <7,8>—  Ученик становится профессионалом (Учителем).
Конечно, данный закон, характеризующий взаимоотношения между Учеником и Учителем в процессе образования, может иметь и другие характеристики, но какой бы набор характеристик, влияющий на процесс образования. мы ни заложили в исходную монаду, смысл закона сохранения. Не изменится и сущность Плана образования, если только взаимоотношения между Учеником и Учителем останутся формальными, если интересы Ученика и Учителя будут противоположными.
Ситуация в корне изменится, если взаимоотношения между Учеником и Учителем станут триедиными, гармоническими.
В этом случае, компоновка Плана будет осуществляться в соответствии с законом формирования триединых частиц соответствующего монадного семейства
  • <1,2, 3>-установление контакта Учителя с Учеником, в гармонии с образовательным пространством.
  • <2,3, 4>-синтез обучающего пространства, пространственной среды и условий для самообразования Ученика,
  • <3,4, 5>-синтез обучающего пространства. самообразования и предметного мира Ученика,
  • <4,5, 6>-синтез самообразования, предметного мира и среды профессионала,
  • <5,6, 7>-синтез предметного мира, предметной среды и образования профессионала,
  • <7,8,1>—  Ученик становится профессионалом (Учителем) и формирует гармоническую монаду со своим Учеником.
Из свойств рассмотренного закона сохранения между Учеником и Учителем становится ясно, что такой процесс не может быть предоставлен на самотек. Нельзя Ученика отрывать от Учителя, ибо природа не терпит пустоту и на место отсутствующего Учителя всегда появляется новый Учитель. Весь вопрос -какой?
И эта проблема является ключевой для решения задачи дистанционного обучения.

2. О СЕТЕВОМ РАЗУМЕ

Реальное существование информационной среды, в которую все более и более погружается современный обыватель, все более и более приобщающая его к сетевым методам общения, позволяет говорит о неких специфических «самостийных» системах сетевого образования, которые нельзя не учитывать.
Виртуальный мир электронной записи, обработки, передачи, преобразования, оценки и создания информации стал бытовой реальностью после того, как стало всеобщим новое средство платежа — пластиковые кредитные карточки, которые окончательно ввели информационные технологии в область прямых интересов каждого.
И этот виртуальный мир, его стихийно складывающиеся системы стихийного сетевого образования, к сожалению, опережают темпы создания сетевых технологий организованных систем образования, хотя все необходимые условия для реализации таких систем созданы.
Став частью повседневного быта, электронные информационные технологии дали среду, удобную для формирования сетевого разума. Используя средства дистанционного образования (обучения и воспитания). Колоссальный шаг вперед материальное, техническое оснащение дистанционного образования совершило с появлением на мировой арене системы Интернет как глобальной, самоорганизующейся, независимой, всем доступной информационной сети.
И эта сеть создает предпосылки действительно успешной работы тех или иных схем современного заочного обучения. Системы телекоммуникаций, компьютерные средства, базы данных, электронные библиотеки должны функционировать бесперебойно, в режиме круглосуточного доступа и по приемлемым для рядового потребителя этих услуг расценкам.
Существуют оптимистические прогнозы, что Интернет, по существу, является удачной формой реализации идеи В. И. Вернадского о ноосфере как саморазвивающейся интеллектуальной, умственной, нравственной, «оболочке» планетарного Разума.
И действительно, за последние десять лет бурно развивающаяся паутина Интернета всерьез опутала мир, сплетя интерактивную информационную сеть, плотно покрывающую Вселенную человеческих исканий и вожделений, страстей и опасений, жажды знаний и умений.
Однако, став глобальной распределенной информационной системой, эта оболочка начала развиваться и жить по своим собственным законам вне воли людей, ее создавших.
Даже беглый анализ развития этой всемирно сети позволяет сделать не очень лесные выводы о сетевом планетарном разуме. Это пока только «мусорная свалка», на которой пышным цветом цветут самые различные информационные объекты, разработанные на основе самых «крутых» информационных технологий. Другими словами, тенденций к созданию Единого Сетевого Разума пока не наблюдается. Сетевой разум, родившись разобщенным, по ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ с планетарным разумом, только плодит себе подобные «сетевые разумы», увеличивая энтропию информационной свалки. Поэтому, являясь точной копией планетарного разума, характеризует его коллективно-бессознательные свойства.
Это не Сетевой разум. Это ярмарка сетевых технологий коллективно-бессознательного планетарного Разума, а сама суть социальных технологий, адекватно отражаясь в Интернет-зеркале, несет прежнюю нагрузку — увеличение энтропии разума.
Вместе с тем непредвзятому наблюдателю ясно, что Интернет представляет собой виртуальное и привлекательное некое особое собственное пространство. И это пространство вполне ощутимо создает среду интеллектуального обитания, активное существование в которой, в частности, позволяет получать достаточно добротное образование, признаваемое таковым и в нашем реальном (не виртуальном) мире, где на самом деле и живут «Интернет-путешественники». Поэтому применение Интернета в образовательных целях более чем естественно. Коль скоро создана информационная среда, погружение в которую доступно многим, дистанционное образование становится, вообще говоря, технически общедоступным.
Но здесь надо помнить, что погружаясь в «коллективно-бессознательный Интернет», человек одновременно погружается и в мир двойственного отношения (монады)
«виртуальная реальность — реальная виртуальность»
эволюцируя которой будет оказывать на человека сильнейшее влияние, отрывая его от осознанного, реального мира.
На какой основе строится современная концепции виртуального образования? Она основана, в первую очередь на отказе о духовном самосовершенствовании, о духовной свободе, о самовыражении и самореализации. Ее основу составляет стремление возможно более полно в возможно более короткое время и за минимально возможные деньги удовлетворять требованиям рынка труда, требованиям достойного трудоустройства и сейчас, и в будущем, а вовсе не естественная любознательность и инстинктивная тяга пользователя к обучению. Другими словами, из образования (обучение + воспитание) полностью удаляется воспитание.
Реалиями жизни объясняется наличие в виртуальном образовании множества «образовательных упаковок» типа курсов: «Работа с коллегами и клиентами», «Современное состояние индустрии туризма и ее развитие», «Процедуры обеспечения безопасности и здоровья клиентов и персонала», и т. д. Нельзя закрывать глаза на достаточно широкую распространенность дистанционных методов образования по широкому спектру специальностей.
Предложениями рекламного характера заполнены средства массовой информации и страницы Интернета. Всевозможные центры и институты дистанционного образования, виртуальные университеты, территориальные ассоциации и межвузовские объединения наперебой предлагают программы получения степеней бакалавра и магистра путем заочного обучения. Все это достаточно разумно, остро злободневно и, по крайней мере, неопасно.
Но Интернет-технологии могут и должны выполнять целенаправленно иную роль. Они могут и должны инициировать создание Единого Сетевого Разума, который может стать не просто моделью Разума планетарного. Он может в этом случае стать составной частью Единого планератного Разума и даже более того, его важнейшей составной частью.
Но это может случиться только в том случае, если Интернет — технологии будут формировать соответствующие системы ОБРАЗования (обучения и воспитания) будущих граждан Единого Разума, т. е. только при целостной модели образования (обучение + воспитание).
Таким образом, сколь бы ни были изощренными техника интерактивных коммуникаций и методика дистанционного преподавания, только сознательный интерес социально, граждански зрелого человека может обеспечить ответственное отношение к процессу получения серьезного образования на расстоянии.
Это означает, что должны поощряться предварительные методы очной подготовки слушателей дистанционного образования к пользованию сетевыми технологиями. Может быт даже речь может пойти о введении специального предмета, посвященного этике, методам и правилам сетевого общения, о мерах поощрения и наказания за несанкционированные методы сетевого общения и т. п.
Можно для такой дисциплины зарезервировать даже название -сетевая этика (информатика). Необходимость в таком предмете вытекает еще и потому, что при дистанционном обучении, их физическая изолированность друг от друга препятствуют образованию корпоративных связей и затрудняют формирование, а затем и усвоение нравственных категорий профессиональной чести и достоинства.
Решению этих проблем и содействовала бы сетевая информатика, с выдачей слушателям сертификата пользователя сетевыми технологиями. Это будут уже не просто курсы обучения путешествий по Интернет в поисках развлечений и знаний. Это будет способствовать целенапрвленным процессам формирования сетевого образования, сетевого разума.
Подготовка учителей, поддерживающих и создающих сетевой разум, требует особо трепетного к себе отношения. Слишком мощные силы, легко могущие при кажущихся пустяковыми ошибках трансформироваться в негативные, попадают в руки молодых специалистов практически автоматически по получении ими диплома. Поэтому так важны полнота и фундаментальность их профессионального и общенаучного образования в совокупности с воспитанием адекватного возможностям чувства долга и ответственности.
Здесь имеют место опасности как в сфере обучения, так и в сфере воспитания.
Врачи, инженеры, естествоиспытатели, люди, специализирующиеся в точных науках, по большому счету опасны, очень опасны, если они получили свое высшее образование, свои дипломы дистанционно (проблемы обучения). Но не менее опасны пробелы в сфере воспитания, особо в сфере социальных технологий, ибо эти технологии начнут работать против Разума, повышая его энтропию. Поэтому при решении проблемы воспитания важнейшая роль должна принадлежать формированию у слушателей нового мышления, на основе которого человек будет строить свою духовную жизнь и межличностные взаимодействия, на чисто человеческих категориях (законного, прекрасного, должного и справедливого, и др.). Соответствующие этим категориям науки принято называть гуманитарными. Они естественным образом делятся на науки об обществе, и науки о духе.
Следует неустанно повторять, все время держать в уме, что неизбежная ущербность дистанционного образования, связанная с отсутствием непосредственного контакта между участниками образовательного процесса, может сильно сказываться на судьбе подготовленных гуманитариев и социальных работников. Поэтому именно здесь особенно важна разработка специфической методики преподавания, эффективно сводящей на нет этот недостаток, имманентно присущий дистанционному образованию.
Многим очень хочется верить, что компьютеры взорвут школу, что в обозримо ближайшем будущем школы как таковые исчезнут из нашей социальной жизни. Однако история показывает, что сами по себе новые технологии обучения ничего не меняют. Применяя их, учителя склонны воспроизводить существующие традиции образовательной практики.
Хотелось бы верить, чтобы предмет сетевая информатика, составной частью которой стала бы нынешняя информатика (обучение), дающая чисто практические навыки «путешествия по всемирной паутине». Другой важнейшей составной частью этой информатики явилась бы концепция сетевого воспитания, при реализации которой, при существующих традициях учительства, могли бы сыграть существенную роль межличностные отношения в системе ученик-учитель. Эти отношения необходимо выстраивать и в сетевом разуме. Они должны быть составной частью любой сетевой технологии. Одним из возможных решений проблемы Учителя и Ученика в сетевом общении может стать концепция «Пути к себе». Эта концепция органически включает в себя процесы самосовершенствования Ученика, когда его Учителем становятся не «коллективно-бесознательные"средства массовой информации, сетевые технологии и т. д., формирующие в человеке «бессознательное», а стремление к «сознательному» «СверхЯ». Именно этот Учитель может заменить традиционного Учителя. Но для этого Ученик должен быть подготовлен к новой технологии самоообучения и самовоспитания.
Жизнь в микросоциуме школьного класса в заметной мере готовит школьника к социальной жизни взрослого человека со всей ее алогичностью, неочевидностью причинно-следственных прямых и обратных связей, неопределенностью мотиваций и мастерски выполняемым камуфлированием истинных интересов действующих на этой сцене лиц. В такой постановке вопроса становится очевидной незаменимость учителя. Замена учителя компьютером разрушает систему тонкого учебного воздействия, обращенного к специфическим человеческим особенностям растущего и взрослеющего организма. Поэтому учитель в школе должен стоять рядом с учеником, сидящим за компьютером. Это, если так можно выразиться будет синтезом учителя и компьютера. Что многократно повышает учительские возможности обучения и воспитания. Учитель должен знать не только учебную психологию и характер мотиваций ученика, но и отчетливо представлять себе уровень его знаний.
Коренное преобразование образования не может произойти без серьезных изменений в условиях жизни общества и в целевых установках абсолютного большинства его сочленов.
Из всего этого следует, что массовая средняя школа не должна подвергаться преобразованию в виртуальную Интернет-школу дистанционного образования. Но именно здесь должны быть сформированы основы взаимоотношений ученика с сетевым разумом (обучение + воспитание). Несомненным достоинством компьютерных методов интерактивного дистанционного образования является возможность создания и реального применения различных гибких форм нетрадиционного обучения тех детей, которые в таковом нуждаются. При этом может быть резко расширена сфера коммуникативных контактов, расширен мир, доступный детскому пониманию.
Следует, однако, помнить, что реальную жизнь никогда не заменит жизнь в Интернете, как бы ни была последняя завлекательна. Интернет не может быть самоцелью, его задача — улучшать качество жизни человека, а не погружать его в мир виртуальной монады
«виртуальная реальность — реальная виртуальность».
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ РАЗУМА
Об эволюции Разума нашей планеты следует вести особый разговор, ибо в основе существующих тенденций создания теорий Разума лежит старое мышление. Это «плоское» мышление не позволяет понять «прелести» трехмерного, более высокого измерения сознания, мышления. Поэтому любая попытка создания таких теорий будет «добром кажущимся», которое непременно трансформируется в реальное ЗЛО. Я не считаю себя пессимистом, потому что еще верю в то, что люди, наконец, начнут понимать ущербность подобных подходов, когда объективная реальность считывается через отражение этой реальности в кривом зеркале, а затем претворяется в жизнь, возможно, с новыми искажениями.
Одним из важнейших направлений современной эволюции планетарного Разума является ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. И этот путь постоянно муссируется как заслуга Рода Человеческого, сделавшего свой Выбор.
Но так ли хорош этот Путь? И почему не рассматриваются иные, альтернативные, Пути эволюции ПЛАНЕТАРНОГО РАЗУМА?
Анализ существующих тенденций развития Разума сводится, в основном, к анализу тенденции развития информационно-компьютерных технологий, показывается стремительных рост влияния этих технологий на деятельность людей и на основе такого анализа делаются далеко идущие выводы, в которых проводится тщательнейшие и основательнейшие анализы эволюции этих уникальных технологий, призванных служить людям. В этих анализах нет одного -САМОГО ЧЕЛОВЕКА. Как развивается человек? Каким путем и в какую сторону эволюцирует его сознание и подсознание? Какие процессы характеризуют эволюцию общественного сознания и подсознания? А между тем, это важнейшие и главнейшие проблемы современного человечества, на которые сегодня у людей нет ответа. Хотя красивых лозунгов предостаточно.
Что же получатся? Стремительный рост интеллектуальности информационно-компьютерных технологий, неуклонно ведет к стремительному созданию искусственного интеллекта с его последующей глобализацией на планетарном уровне.
Какими свойствами будет обладать такой интеллект? Вроде бы наивный вопрос. Любой здравомыслящий человек ответит, что ответ очевидный — искусственный интеллект должен работать во благо людей, своих СОЗДАТЕЛЕЙ.
Но бурная эволюция искусственного интеллекта, при одновременной инволюции «бессознательного» сознания человека и «коллективно-бессознательного» сознания общества, характеризующихся старым «пещерным» мышлением, неизбежно приведет к возникновению конфликтов Человечества с глобальным искусственным интеллектом.
Так, существующий тип жизнедеятельности людей основан на принципах «взял ресурс-вернул отходы» и «бытие определяет сознание». Это принципы потребителя, который живет в соответствии с требованиями «хлеба и зрелищ».
А по какому принципу будет жить искусcтвенный интеллект? Может быть тоже начнет жить ради себя и собственной выгоды? Во всяком случае, Единый закон требует, чтобы искусственный интеллект был САМОДОСТАТОЧНЫМ, иначе это будет РОБОТ, самообучающийся, с памятью, но являющейся полной марионеткой человека, который тоже все более и более, под влиянием процессов глобализации скатывается на позиции «бессознательного», в сторону высших животных, трансформируясь в совершенного БИОРОБОТА (самообучающегося, с памятью, но БИОРОБОТА).
Будет ли человек иметь моральное право управлять искусственным интеллектом? Можно ли человеку безнравственному, бездуховному, доверять управление таким Разумом? Можно ли «коллективно-бессознательному» Обществу создавать искусственный Разум?
Это не праздные вопросы, ибо процессы интеграции перерастают в глобальные процессы и любая ошибка может привести к печальным последствиям для всех людей, в том числе и для ЭГОЭЛИТЫ. Интеграция человека с искусственными интеллектуальными системами будет оказывать на формирование личности и уже оказывает чрезвычайно сильное воздействие. Но будет ли такое воздействие желательным для человека? И в каком направлении это воздействие будет оказываться на человека? В чьих интересах будет проводиться такое воздействие? Какие цели будет преследовать такое воздействие? Вот вопросы вопросов.
Современная эпоха развития науки началась с определения «информации» Шенноном и Винером. Создание компьютера привело к стремительному расширению объемов информации как фактора уже не только научного прогресса, но и как фактор преобразования самого вида «человека разумного». И такой вывод подается как триумф победившей (господствующей) формы биологической жизни (фауны биосферы) на Земле.
Но это далеко не так. Это может оказаться пирровой победой.
Возможность многократного увеличения запаса знаний планетарной цивилизации в течении жизни одного поколения, переход к информационно- интерактивному использованию компьютерных файлов считается ключевым фактором эволюционного изменения — передачи функций носителя разума, от биологической формы живой мыслящей материи (человек) к небиологической форме неживой мыслящей материи (информационно-компьютерные системы).
Какие функции Разума будут переданы искусственному интеллекту? Какие взаимоотношения будут между естественным и искусственным интеллектом? Для разминки мозгов предлагаю вспомнить, что тип жизнедеятельности современного человечества характеризуется принципом «бытие определяет сознание». Это принцип дуадного семейства компонент Разума. В таком семействе принципиально невозможно построить гармонические взаимоотношения между разумом людей и разумом машин. В таком семействе может идти речь только о «выживании» разумов, об их «устойчивом» состоянии на том или ином временном отрезке эволюции. Все попытки свести Будущее Разума к информационно-компьютерным технологиям, в которых человек будет повелителем искусственного интеллекта, обречены на неудачу при существующем типе мышления людей. Именно в этом кроется корень будущих «классовых» отношений между естественным и искусственным интеллектами.
Поэтому в рамках дуадного симбиоза Разумов ничего хорошего не приходится ждать от ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПУТИ эволюции планетарного НООСФЕРНОГО РАЗУМА (О Ноосфере).
Но отвергая возможность дуадного симбиоза Разумов, сама идея ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПУТИ эволюции планетарного Разума не исключается. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ эволюции ПЛАНЕРАТНОГО РАЗУМА ВОЗМОЖЕН. Но сам РАЗУМ при этом должен формироваться на иных принципах, которые описаны на данном сайте. Тогда и взаимоотношения человека с искусственным Разумом будет происходить на совершенно иной, безконфликтной основе, в основе гармоничных взаимоотношениях будут лежать принципы самоорганизации, Единый Закон.
Поэтому уже сегодня говоря об эволюции Разума, необходимо намечать пути и меры для формирования гармонического симбиоза разума человека и искусственного интеллекта.
При правильном взаимоотношениях искусственный разум может частично способствовать эволюции мышления людей в нужном направлении. Но частично.
При существующих тенденциях эволюции сознания человека, эволюции его мышления, о такой гармонизации взаимоотношений говорить преждевременно, ибо такие отношения не будут характеризоваться равноправностью. Это особая проблема -равноправность естественного и искусственного интеллектов. И она непременно встанет на повестку дня. Главное, чтобы человек эту проблему осознал уже сегодня.
3. НЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ РАЗУМА
Существует и другой, НЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ эволюции Разума. Смысл этого принципиально иного подхода к проблемам эволюции Разума человека и общества заключается в том, чтобы человек и общество начали развивать собственные способности, которые являются практически неограниченными. Человек должен обрести «звездное тело» (Люди как Боги), человек должен пройти Путь к себе (Путь к себе), человек должен…(см. др. страницы сайта).
Тогда он сможет создать поистине могучий планетарный разум. И тогда естественный интеллект человека и общества будет взаимодополняться и обогащаться интеллектом искусственного разума, а их взаимоотношения будут характеризоваться высшей гармонией.
При этом не надо будет даже изобретать универсального языка. А это на современном уровне развития технологического пути формирования глобального сетевого разума является одной из главных проблем общения и интеграции людей в Единый Разум. В этом случае не надо будет обучаться по специальным методикам межнационального общения, и т. д., ибо человек в звездном теле общается с помощью мыслеформ, которые передаются и осмысливаются с использованием одних и тех же механизмов их формирования, передачи, приемаи интерпретации на собственный язык общения.
Здесь может возникнуть совершенно иная проблема, которую в первом приближении можно свести к вопросу: «А будут ли вообще нужны языки общения, если общение как таковое будет использовать исключительно мыслеформы?
Н этом пути не надо будет лезть с «ломом» внутрь атома за энергией. Человек в звездном теле будет обладать поистине неисчерпаемой и безотходной энергией.
Но этот ПУТЬ не для ОБЩЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, в которое трансформируется современное Общество в ГЛОБАЛЬНОМ масштабе.
В новом Обществе КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК должен считаться ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ. ПОТРЕБИТЕЛЕМ должно стать ОБЩЕСТВО. Каждый человек, производя БЛАГА для Общества будет получать и ЛИЧНУЮ ВЫГОДУ от такого взаимодействия. Он будет кровно заинтересован в таком взаимодействии. В противном случае он окажется ВНЕ ОБЩЕСТВА.
Может быть, эти принципы кому-то покажутся «зажеванными «принципами социализма -«от каждого по способности — каждому по труду», или даже коммунизма -«от каждого по способности-каждому по потребности»?
Но данные принципы современной экономической науке не чужды. Эти принципы гармонического взаимодействия Производителей и Потребителей достаточно хорошо изучены в сфере маркетинга (Законы маркетинга).

РЕЗЮМЕ

1. Неадекватность методов дистанционного обучения задачам образования становится еще более очевидной, если принять во внимание особенности возрастной психологии людей.
В реальной жизни объектом подражания с небольшой примесью обожания часто становится школьный учитель, наставник, руководитель. На самом деле хороший учитель всегда обожаем. Этого не может быть при любой форме дистанционного образования по смыслу слова «дистанционное».
Новые информационные технические возможности и, в частности, Интернет драматически изменили технологию заочного обучения, сделав его во многих случаях действительно обучением без воспитания. Но поскольку «природа не терпит пустоты» роль учителей немедленно начинает выполнять кто-то другой. Возникают виртуальные герои, заменяющие. Роль учителей. Но учителя имеют на это специальное образование, сертификаты, дипломы и т. д. А вот имеют ли их виртуальные учителя? Какое право быть учителем (воспитателем) людей поколения имеют, например, средства массовой информации, создающие рекламных кумиров виртуального разума, растлевающих своих учеников и направляя их в лоно собственного самоуничтожения?
2. Проблема формирования искусственного интеллекта является важнейшей проблемой современного человечества. Эта проблема выходит далеко за рамки просто технической проблемы создания искусственного интеллекта и формирования на этой основе глобального сетевого Разума. Эта проблема выходит далеко за рамки решения проблем образования человека, и решения проблемы Учитель-Ученик, в рамках глобального сетевого общения людей.
Эта проблема непосредственно смыкается с проблемой смены типа жизнедеятельности людей. Тип жизнедеятельности «бытие определяет сознание» необходимо сменить на «сознание определяет бытие».
3. Однако смена типа жизнедеятельности чрезвычайно сложна и многогранна. Она напрямую связана с изменением знака типа мышления на противоположный. Только вывернув наизнанку старый тип мышления, можно осознать новый.
Вот как об этом пишет Апостол Павел (От апостолов).
«Что такое мысль, спросишь ты? Знай владыка — человек, мысль тверда, но она и обманчива, только вывернуть ее наизнанку сможешь ли ты это, не знаю! Познаешь твердость и силу в самом себе и сольешься с самой глубиной мироздания, с круговоротом иного времени и все предшествующее в твоей власти».
Путь, пройденный наукой -это путь, в основе которого лежат индукционные метод (от частного к общему). Поэтому такой метод несет в себе отпечаток метода проб и ошибок, которые периодически приводят науку в тупик, с последующим отрицанием старых теорий и замене их новыми. Новая наука предлагает принципиально иной, противоположный метод мышления метод дедукции (от общего к частному).
Учиться, учиться и учиться, этот лозунг должен стать актуальным, прежде всего не для молодежи, а для людей убеленных научными сединами и имеющих высокие степени учености.
В этом успех ВЕЛИКОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ МЫШЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ. Результатом этой перестройки станет ВЕЛИКАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ИБО ЭТА РЕВОЛЮЦИЯ ВПЕРВЫЕ ЗАТРАГИВАЕТ САМОГО ЧЕЛОВЕКА.
И на этом пути самым главным инструментом, способным осуществить такую революцию, может стать Сетевой Разум, воспринявшим новое мышление.
Сегодня ученые возлагают на интернет большие надежды, связанные с обучением и воспитанием нового поколения. Но можно ли выполнить эту задачу, если сегодня интернет скорее напоминает свалку, куда сваливают в беспорядке все и вся. И в этой всемирной «помойке» копаются только поисковые машины, отыскивая в «куче дерьма» «зерно истины».
Сетевое общение должно служить целям создания Единого Сетевого Разума, а не помойкой, в которой копаются миллионы и миллионы пользователей сети в поисках «хлеба и зрелищ».
Сетевой Разум должен научиться знать и понимать каждого пользователя, его запросы и интересы и не только заниматься их удовлетворением, но и нести функции Учителя и Воспитателя своих пользователей, помогая им стать не потребителями благ интернет-услуг, а производителями этих благ.
© Беляев М. И., «МИЛОГИЯ», 1999-2006г.
Опубликован: 13/04/2006г.,
Сайт ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ АВТОРА, открытой для всех посетителей.
Убедительная просьба сообщать о всех замеченных ошибках, некорректных формулировках.
Книги «Основы милогии», «Милогия» могут быть высланы в Ваш адрес наложенным платежом,
URL1: www. milogiya2007.ru e-mail: milogiya@narod.ru
Архив 2001 г:URL1: www.newnauka.narod.ru Архив 2006 г: URL1: www. milogiya. narod.ru